04.04.2019 20:22

Ученые научились отключать нюх комару

Комару отключили нюх
    Комар, наверное, удивился бы, узнав, сколько ученых изучают его повадки.
    iStock

К примеру, несколько лет назад американские биологи выяснили, что комары выслеживают свою жертву по трем наводкам: запах, зрительный образ и температура. Но каков механизм? Ученые поставили серию экспериментов и подробно описали, как работает каждый из этих факторов. Читая эту сагу, поражаешься изощренности исследователей, которые сумели выудить у насекомых их секреты.

Итак, главной "наводкой" для насекомого в радиусе 10-50 метров служит запах, а конкретно - исходящий от человека углекислый газ. Учуяв его, комары сближаются с источником и пытаются рассмотреть его с расстояния 5-15 метров. А приблизившись на расстояние около метра, они начинают ориентироваться на тепло и пикируют на цель.

Как избавиться от надоедливого вампира? За эту задачу взялась международная группа ученых из нескольких стран. Для нейтрализации комара они применили самые современные методы генной инженерии. Ученые нашли ген, который нужен комарам для того, чтобы почувствовать человеческий пот. Он называется Ir8a. С помощью самой модной сегодня в генетике технологии редактирования генов CRISPR/Cas9 ученые, взломав генетический код насекомых, создали комаров-мутантов, у которых данный ген не работает. В результате к жертве стало лететь вдвое меньше насекомых.

Это не значит, что вампиров удалось полностью отвадить от человека. Ведь заблокирована всего одна из трех приманок, по которым комар вычисляет цель. Но ученые считают, что открытый механизм позволит создавать намного более эффективные ловушки для кровососущих. А науке еще есть чем заниматься: искать новые гены, ответственные за другие "наводки" на цель, и научиться их отключать. Результаты работы опубликованы в журнале Current Biology.