"Мастерская": Однокурсники-актеры собрались через 5 лет после выпуска

Предоставлено режиссером Владимиром Алениковым.

"Как я стал…" (пятница). Режиссер - Павел Мирзоев. В ролях: Павел Табаков, Ольга Лерман, Роза Хайруллина, Сергей Пускепалис. 2018. 16+

В фильме заметны переклички с классическими сюжетами "Осеннего марафона" и "Утиной охоты". Но смотреть его интересно: поступки героя непредсказуемы и ломают все каноны истории о молодом герое, который ищет себя и к финалу находит: все здесь не так и не об этом. Ибо это герой уже нашего бедового времени. Великолепные работы актрисы театра им. Вахтангова Ольги Лерман, неповторимой Розы Хайруллиной в роли вышедшей в тираж тюзовской травести и молодого Павла Табакова в роли юноши из тех, кого зовут мажорами, с типичными для наших дней этическими сдвигами.

Картина прошла на фестивалях в Лондоне и Варшаве, ее не заметили на фестивале в Выборге, и прокат ее пока не состоялся. "Дубль дв@" предлагает ее премьеру на самой массовой аудитории, о какой только можно мечтать.

"Мастерская" (суббота). Режиссер - Владимир Алеников. 2017. 16+

"Мастерскую" в Академии Никиты Михалкова снял режиссер Владимир Алеников. Снял одним кадром. Это значит, что, включив камеру, оператор уже не выключал ее до конца действия. И актеры на съемочной площадке осуществляли сценарий так, словно импровизировали жизнь - непрерывно, не имея возможности переснять неточно сыгранный эпизод. Виртуозные задачи стояли перед оператором Вячеславом Ложковым: камера должна оказаться каждый миг в нужном месте, беря в кадр нужных персонажей и ловя именно те действия, которые толкают действие вперед. Перемены крупного и общего планов, все входящие в кадр и выходящие из него персонажи, все, что делает фильм фильмом, снимается в едином непрерывном потоке.

Зачем это нужно? Совсем иные зрительские ощущения. Вы наблюдаете жизнь: она на ваших глазах развивается спонтанно и непредсказуемо, а невидимая камера ее подсматривает. Однокурсники актерского факультета собрались через пять лет после выпуска на "традиционный сбор". Им любопытно узнать, как сложились судьбы каждого и как они понимают свою миссию на земле. Час незнакомой нам жизни, в которую мы войдем как свои среди чужих.

"Подбросы" (воскресенье). Режиссер - Иван И. Твердовский. В ролях: Денис Власенко, Анна Слю, Данил Стеклов, Александра Урсуляк. 2018. 18+

Третий фильм Ивана Твердовского закрепил за ним репутацию не только одного из самых одаренных молодых режиссеров, но и адепта кино как способа проверять общество на цивилизованность. Все его картины - о ситуациях экстрима. "Класс коррекции" - о том, каково в нашей школе детям-инвалидам. Опыт с хвостатой героиней "Зоологии" - снова о том, что будет с нестандартным существом в мире стандартной фауны. Каскадерские трюки "Подбросов" - история о необычном даре природы и о том, как его ставят на службу всепожирающей коррупции.

Денис вырос сиротой, не способным чувствовать боль - и физическую, и, по молодости лет, нравственную. Но в хорошем кино ничто не возникает просто так, и это свойство героя задает "Подбросам" параметры метафоры: фильм можно трактовать как рассказ о нечувствительности поколения к болям распадающегося общества, а можно и как комикс о супермене, который мог бы творить добро, но попадает в мир циников, где из всех страстей в почете только алчность, и становится жертвой организованной преступности. Международное название фильма Jumpman отсылает к популярным комиксам, и весь его стиль уходит от примет бытового кино. Сиротский интернат выглядит островком взаимопонимания и участия, а окружающий мир дан в сине-багровых тонах нескончаемой ночи. Краски сгущены до концентрата, созданная фильмом среда запаяна, как колба, в ней нет ни одной детали, способной отвлечь от темы. Оставлено самое необходимое - то, что доводит фабулу до обобщения.

Твердовский-сценарист поставил трудные условия Твердовскому-режиссеру, и можно оценить мастерство, с которым почти публицистика облекается в одежды узнаваемой жизни, а экзотичный фабульный ход и доведенные до лабораторной чистоты условия эксперимента выглядят убедительно и реалистично.

Из зрительских рецензий

"Свидетели"

Не бытовым, а бытийным значением наделены здесь и туфельки, и туфли. В них шли, танцевали, бежали, устремлялись к счастью, маршировали, топтали чьи-то судьбы или изо всех сил преодолевали последние метры своей жизни их владельцы и владелицы. Лица людей, которые носили всю эту обувь, мы увидим лишь в последующих новеллах, но эту первую можно смотреть бесконечно, каждый раз открывая новое. Она навеяла оксюморон: Небесная Приземленность - на высоте менее метра от земли мы видим свидетелей Жизни и Смерти. Весь этот кинотриптих - его бы да Богу в глаза и уши. Тому самому, который допускает все происходящее. Да простят меня верующие. Тем более что фильм и мне, атеисту, подсказывает мысль о божественной небезучастности: хочется верить, что именно с божественного благословения пес Брут из второй новеллы совершил свой святой Высший Суд. 10 баллов фильму!

Лидия Иванова Верблоу