05.04.2019 18:38
    Поделиться

    К 210-летию Гоголя - музыкальный "гоголь-моголь"

    Мировую премьеру "Мертвых душ" Свердловский академический театр музыкальной комедии - неоспоримый лидер России в жанре мюзикла - выпустил десять лет назад к двухсотлетию Николая Васильевича Гоголя. Юбилей классика отметили дерзко: взяв мотивы едва ли не всего его творчества, из многих и разных ингредиентов замутили крутой "гоголь-моголь". Так и определили ненормальный жанр этой вещи, которую сами авторы - композитор Александр Пантыкин и либреттист Константин Рубинский - называют "лайт-оперой".
    пресс-служба Свердловского академического Театра музыкальной комедии.

    Этим масштабным проектом театр подтвердил курс на поиски новых форм музыкального спектакля. Это здешнее ноу-хау: для уральского театра писали Кабалевский и Милютин, Фельцман и Журбин, здесь первым стали ставить западный мюзикл - "Черный дракон" Модуньо, "Хелло, Долли!" Германа, "Эвиту" Уэббера. Здесь возникла школа современного мюзикла, родились "Figaro" на музыку Моцарта, "Ночь открытых дверей" Кармазина, "Екатерина Великая" Дрезнина, отсюда начал победное шествие по странам молодежный мюзикл "Силиконовая дура" Пантыкина… И вот сегодня, ровно через неделю после очередного гоголевского юбилея, наш фестиваль доводит до всеобщего сведения рожденные в Екатеринбурге "Мертвые души".

    Поэт Константин Рубинский написал либретто, за которым стоит серьезное углубление не только в поэму, но и в мир Гоголя, в сам воздух его поэм, разорванный в куски болью за Россию. Как поднятые взрывом, на зрителя сыплются осколки этого мира - цитаты, фразы, мотивы "Сорочинской ярмарки", "Ревизора", "Тараса Бульбы", "Женитьбы"… Уйдя от иллюстрирования сюжета, Рубинский сделал Чичикова наследником Хлестакова и создал свою трагикомическую логику развития действия - настолько непредсказуемую, что спектакль, по названию хрестоматийный, захватывает с первых минут и несет вас на мощной волне эмоций к финалу - неожиданно тихому, метафоричному и ошеломляюще грустному.

    В музыке Пантыкина ничто не напоминает ни о том, что ее написал кумир поколений "дедушка уральского рока", ни о том, что мы слушаем ее в стенах опереточного театра. Она сложна для исполнения и проста для восприятия, она естественно вырастает из поэтики гоголевских строк (чутко услышанной и без зазоров развитой либреттистом). Ее ближайшие соседи по музыкальному стилю - Прокофьев, Шнитке, Щедрин. Прозаического текста почти нет, пластика десятков персонажей управляется ее ритмами и внутренней логикой, эта пластика делает музыку видимой. Режиссер, дирижер, хореограф, художник и звукорежиссер (его роль велика) вместе с авторами работают как единый организм, и это редкий в театральном мире случай творчества коллективного, увлеченного, интеллектуально насыщенного. Театр, за которым много десятилетий назад закрепилась репутация "лаборатории современной оперетты", продолжает эту традицию - уже на территории жанров смежных и новых.

    Вихревое, неостановимое, "наводящее ужас движенье" в наглухо запаянном кольце - главный образ спектакля. Перед нами воронка - то ли величественно мрачный туннель, по которому души отлетают к Богу, то ли дорога, все ведущая и никак не приводящая к свету в конце туннеля (сценограф Сергей Александров). В этом мистическом пространстве неприкаянно бродят белесые души (их пластически воплощает Эксцентрик-балет Сергея Смирнова - неотъемлемая часть этого театра-комбината). На сцене - броуновское движение персонажей губернского "света", воспаленный губернаторский бал, лунатическая Коробочка (гротескный Владимир Смолин) и зычный Ноздрев (Владимир Алексеев).

    Здесь мыкается Лизонька (одна из звезд труппы Мария Виненкова) - единственная, кому удастся согреть замогильный мир теплом любви. Головокружительную трансформацию претерпел возница Селифан (Павел Дралов): в нем воплощено природно здоровое начало народа, который все тянется к свету культуры, но которому этот свет исправно отрубают.

    И наконец, Чичиков - самый неожиданный герой спектакля. Вальяжная пухлость коллежского советника сменилась спортивной прытью молодого авантюриста - в спектакле это, напомню, прямой наследник Хлестакова, который тоже материализуется в мистической, словно по волшебству явившейся фигуре спектакля. На премьере Чичикова играл один из молодых, щедро одаренных актеров труппы Евгений Зайцев. Потом он уехал в Москву, где, как многие, растворился в толпе, а Чичикова теперь играет, сообщив ему новые не менее парадоксальные краски, Евгений Толстов. В финале ему, как и Лизоньке, предстоит, сбросив малиновый сюртук, стереть с лица грим и предстать просто человеком, которому не повезло родиться в стране, где все мухлюют и чем-нибудь торгуют, от мертвых душ до собственной совести. Оба оказываются способными учениками общественной ситуации. Оба, судя по прикидам, отбывают в нашу современность, где подарят стране новых Чичиковых. И не будет этому туннелю конца.

    Это спектакль, где для каждого персонажа, от губернаторши (Светлана Кочанова) до поварихи (Ольга Култышева), найдена своя запоминающаяся краска, где виртуозно использовано искусство микрофонного пения (вокальный руководитель Елена Захарова). Дирижер Борис Нодельман обеспечил традиционно высокое качество оркестра и ансамблей. Кирилл Стрежнев подтвердил свое реноме мастера-экспериментатора, возводящего музыкальный театр нового века. Его построенный на метафорах спектакль снова предлагает нам модель, у которой нет аналогов. Это служит источником раздражения для консервативных критиков. Их главный аргумент: не оперетта, не мюзикл и не опера - что же? Как уже сказано, Пантыкин называет свое творение light opera. Термин, абсолютно необходимый сейчас, когда многие композиторы явочным порядком пишут нечто, выходящее далеко за рамки мюзикла, приближающееся к оперным формам, и все же от них отличное. Та же "Золотая маска" находится в вечной растерянности: по какому рангу это необычное числить? И тем не менее, увенчала екатеринбургский театр четырьмя премиями, все главные: лучший режиссер, лучшая музыка, лучший дирижер, лучший спектакль…

    Поделиться