Там 34-летний Арлен Хадаа - так зовут этого человека без гражданства - обосновался с 19 января 2019 года. По данным Пограничной службы КР, накануне он вылетел в Шереметьево, использовав в качестве документа удостоверение лица без гражданства и вид на жительство лица без гражданства на территории Киргизии. Из России Арлен намеревался вылететь в Европу, но его вернули обратно. В Киргизию Хадаа вернулся на борту "Аэрофлота", экипаж которого сопроводил его до пункта пропуска через государственную границу "Манас - аэропорт".
- Я отказался покидать стерильную зону, так как понимал, что если выйду, то не смогу снова выехать за пределы Кыргызстана, - заявил Арлен Хадаа местным СМИ. - Ведь удостоверение лица без гражданства мне давали с разрешением выезда один раз. При этом пограничники и другие силовики тоже не имеют права выдворять меня отсюда насильно.
По сообщению пресс-службы аэропорта "Манас", обосноваться в стерильной зоне аэропорта Арлену удалось, потому что он не смог пройти паспортный контроль. Прибыв в "Манас", злосчастный путешественник уничтожил вид на жительство лица без гражданства на территории Киргизии, поскольку не хочет жить в республике. Он стремится в Норвегию, где живут его семья и ребенок, несмотря на то, что власти скандинавской страны принимать Арлена отказываются.
В целом, запутанная история Арлена достойна нового голливудского сюжета. Родился и вырос он в Киргизии, но подданство республики получить не смог, из-за чего столкнулся с рядом проблем, включая получение образования. Сам Хадаа объясняет происходящее тем, что отец его был гражданином Монголии, а мать имела паспорт Узбекской ССР. В 2007 году, по словам Арлена, из-за безвыходной ситуации он вместе со своей семьей (младшим братом, сестрой и матерью) купили поддельные паспорта граждан Киргизии.
"Не от хорошей жизни, а из-за безвыходной ситуации, - заявил Хадаа журналистам. - Мой брат, сестра и мать затем вылетели в Норвегию, где получили статус беженцев. На сегодня они уже являются гражданами этой страны. В 2010 году я вылетел к ним. Шесть лет спустя меня депортировали в Кыргызстан вместе с женой и ребенком. Как только они прилетели в Бишкек, власти Норвегии отозвали мою семью назад, а я же остался здесь".
В Киргизии по прибытию его обвинили в незаконном получении паспорта, но в конечном итоге дело закрыли за истечением срока давности. Арлен вновь попытался получить гражданство республики - официально, но ему по-прежнему отказывали. "В конце концов в департаменте регистрации населения, наверное, сжалились и чисто по-человечески выдали удостоверение с временным видом на жительство, - рассказывает Хадаа. - Я отправился в Москву, откуда должен был вылететь в Мурманск и добраться до диппредставительства Норвегии. Но в Москву не попал - отказали во въезде. Меня вернули в Кыргызстан".
Как воссоединиться с семьей, Арлен Хадаа не знает, поэтому пока он обосновался в зале ожидания и надеется на то, что власти Норвегии изменят свое решение. Кто-то из вылетающих пассажиров делится с ним едой, другие - дают немного денег. Но в целом живет он на денежные переводы от родственников. Персонал аэропорта одолжил Арлену покрывало. Пограничники иногда разрешают в их сопровождении сходить в магазин.
- Хорошо, что есть добрые люди, которые помогают, - делится Арлен Хадаа. - Сплю я на скамейках, умываюсь в общественном туалете.