Не стану тянуть с ответом: все вышеперечисленное касается праздника Благовещения, который мы отмечаем 7 апреля. А вот причину этой связи, надеюсь, вы, дорогие читатели, скоро найдете сами. Но обо всем по порядку.
1 Слово "Благовещение" когда-то в сознании русского человека было не просто радостным, оно вмещало в себя такие чувства, как ликование, обретение надежды, возрождение к жизни, восторг свободы.
Не случайно праздник Благовещения Пресвятой Богородице связан с весной, не случайно в этот день запрещалось работать: говорили, "на Благовещение девица косу не плетет и птица гнезда не вьет". Что до птиц, то у наших предков было заведено на Благовещение выпускать их на свободу. Журналист А. Коринфский в 1901 г. писал: "С незапамятных пор ведется на Руси добрый обычай - выпускать о Благовещеньи птиц из клеток на вольную волю. В городах к этому дню бедные люди нарочно ловят птичек и приносят на рынок целыми сотнями, выпуская их за деньги, охотно даваемые прохожими, вспоминающими при виде чирикающих пернатых пленниц о завещанном обычае. Впрочем, птицеловы и сами напоминают об этом возгласами: "Дайте выкуп за птичек - пташки Богу помолятся!" У деревенской детворы есть целый ряд песенок-веснянок, приуроченных к благовещенскому выпусканию птичек на волю". Есть такая "песенка" и у нашего гения. Помните?
По форме - детская простота, но как точно схвачена суть события, чувства человека, дарующего другому Божьему созданию свободу. А еще в "детском стишке" Пушкин формулирует закон духовной жизни: "Надо благодарить Бога за то, что Он дает шанс сделать добро, вернуть кому-то, то что Он нам даровал - свободу!"
Традиция выпускать в небо птиц на Благовещение живет и по сей день: после литургии в знаменитом Благовещенском соборе Московского Кремля Патриарх Кирилл выпускает в синь неба голубей. И птицы взмывают ввысь, кружатся над древним храмом, Кремлем. Голуби эти непростые, обученные: покружив над сердцем Родины, умные птахи собираются в стаю и возвращаются в Федерацию спортивного голубеводства, в питомник. О том, почему именно птицы символ праздника, позже, сейчас о церквях в честь Благовещения.
2 Храмов в честь Благовещения Пресвятой Богородице не счесть, настолько это значимый для Церкви праздник. Расскажу только про один. 1856 год. Перед Российской империей стоит задача окончательно закрепить за собой левый берег Амура. В мае туда, где "тучи ходят хмуро", прибывает военный отряд - для расчистки территории под будущих переселенцев. Край суровый тогда точно "был тишиной объят", но к весне 1858 года здесь уже шумно и стоят дома, где живут русские. Только какая жизнь без Церкви? И 9 мая 1858 года знаменитый архиепископ Камчатский, Курильский и Алеутский Иннокентий закладывает на высоких берегах Амура храм. Правильно, в честь Благовещения.
"Благая новость" не заставила себя ждать: через неделю, 16 мая, дипломаты Цинской империи подписывают-таки с Россией Айгунский договор, признающий весь левый берег Амура российским. В честь столь радостной новости служат благодарственный молебен, а на торжественном приеме генерал-губернатор Восточной Сибири граф Н. Муравьев произносит: "Товарищи! Не тщетно трудились мы: Амур сделался достоянием России. Святая православная церковь молится за вас! Россия - благодарит! Да здравствует и процветает вновь приобретенная страна. Ура!" Не прошло и двух месяцев, как храм дал имя новому городу - Благовещенск!
И тут важный момент. Обратите внимание: слово "Благовещение", имея в составе два корня "благая" и "весть", вроде бы сходно по смыслу с выражением "благая новость", которое я использовала, рассказывая про наши дипломатические победы. Но не так всё просто! Смотрите, новости бывают плохими, хорошими, а бывают настолько важными, ведущими к чему-то новому, поворотному в нашей жизни, что для них есть специальное слово "весть", родственное и созвучное глаголу "вести кого-то куда-то". Наши предки в отличие от нас, захлебывающихся в информационных потоках и фокусирующихся на новостях отрицательных, тонко чувствовали градацию: вот просто новость, вот известие, а вот весть. И среди этой значимой вести выделяли одну, особенную - благую весть: было в ходу раньше такое слово - "благовестие". И было отдельное слово "Благовещение", причем именно так, с заглавной буквы. Чувствуете разницу? Кстати, греческое звучание выражения "благая весть" знает каждый: "eu" - благо, "ggelein" - возвещать. Евангелие - "euaggelion", благая весть, благовестие о спасении человечества от власти смерти и греха. Так вот, специальным словом "Благовещение" называлась особая благая весть - весть, которую принес Деве Марии архангел Гавриил.
3 Известно, что Мария - долгожданный ребенок праведных Иоакима и Анны, была посвящена Богу. С трех до четырнадцати лет Мария жила при храме. По обычаю того времени, после достижения четырнадцатилетия Мария больше не могла оставаться там: Она должна была либо вернуться к родителям, либо выйти замуж. Праведные Иоаким и Анна к тому времени умерли, но когда священники решили выдать Марию замуж, Она сказала, что дала обет Богу остаться навсегда Девой. Тогда священники обручили Ее с дальним родственником, восьмидесятилетним старцем Иосифом, для того, чтобы он оберегал Марию, заботился о Ней. Иосиф Обручник, как и Дева Мария, происходил из рода царя Давида, хотя был человеком небогатым и добывал хлеб плотницким ремеслом. И вот наступает великий момент в жизни Марии - Благовещенье. Господь посылает архангела Гавриила к Деве Марии, с тем, чтобы он сообщил Ей благую весть. Войдя к Марии, архангел сказал: "Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою! Благословенна Ты между женами". Юная Мария, смутившись, размышляла, что бы это значило, а архангел продолжал: "Не бойся, Мария, Ты обрела благодать у Бога! Ты "зачнешь во чреве", и родишь Сына, и наречешь Ему имя Иисус. Он будет велик и будет Сыном Всевышнего!" Понятно смятение юной девушки, в недоумении Мария спрашивает: "Как это возможно, если я мужа не знаю?" И Ангел отвечает: "Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; потому и родившийся наречется Сыном Божьим". И тут, внимание, важно! Мария отвечает: "Да будет Мне по слову твоему". Это полная отдача себя в руки Божьи. Святые учат: Боговоплощение было бы так же невозможно без свободного человеческого согласия Богородицы, как оно невозможно без творческой воли Бога.
4 Христиане всего мира каждый день не раз повторяют слова этой благой вести. Православные в молитве "Богородица, Дево радуйся..!", католики - в Ave Maria ("Радуйся, Мария"). Чувство радости - ключевое в Благовещении. Думаю, именно эта радость, это чувство свершившейся надежды и побуждает часть верующих считать, что молитвы бездетных семей на Благовещение подарят им долгожданного ребенка. Не буду умничать: мол, смысл праздника глубже, архангел Гавриил, благовествуя Деве Марии о рождении у Нее Богомладенца, принес весть не просто о зачатии Спасителя, но весть о Воплощении Бога в человеческом естестве. И в день Благовещения мы празднуем чудо и тайну этого надмирного события! Все так! Но ведь рождение даже просто человека - тоже тайна, чудо, на это тоже нужно Божье произволение, поэтому есть глубинная связь между праздником Благовещения и молитвами тех, кто жаждет материнства, а в молитвах дня так часто звучит "радуйся", что все чувствуют себя окрыленными. Так что крылаты не только птицы. Не только быстролетные ангелы. Крылата радость, крылата надежда. Крылата благая весть о том, что в наш мир приходит Спаситель, дарующий людям свободу, самую высшую из всех свобод - свободу от смерти и греха.