Сегодня Фрэнсис Форд Коппола отмечает восьмидесятилетие, а "РГ" вспоминает самые громкие работы режиссера.
Гангстерская драма о мафиозной семье Корлеоне Френсиса Форда Копполы считается одним из сильнейших фильмов в истории кинематографа, который уступит разве что "Гражданину Кейну" Орсона Уэллса. Серия фильмов о борьбе мафиозных кланов в послевоенной Америке стала одним из первых блокбастеров, захвативших всю страну. Трилогия вернула поэтику гангстерскому кино и для многих стала эталонной. Она принесла успех молодому Аль Пачино и предопределила его дальнейшее амплуа в кинематографе. Сперва студия не хотела видеть Марлона Брандо в одной из главных ролей - актер славился тяжелым характером и тем, что доводил режиссеров до истерики. Однако Кополла отстоял кандидатуру Брандо и не прогадал: за роль Дона Вито Карлеоне Брандо получил "Оскар", однако актер от почетной награды отказался.
Психологический детектив "Разговор" оказался крайне популярен на волне паранойи, разыгравшейся после Уотергейтского скандала. В центре сюжета ленты Копполы - эксперт по прослушке, который однажды становится свидетелем разыгрывающейся из-за его аудиозаписей драмы. Лента была номинирована на "Оскар" в категории "Лучший фильм года", однако режиссер проиграл сам себе - Коппола удостоился престижной награды за "Крестного отца 2", который вышел на экраны спустя несколько месяцев после разговора. А роль мастера по подслушиванию разговоров стала одной из лучших в карьере Джина Хэкмена.
"Мой фильм не о Вьетнаме, мой фильм и есть Вьетнам. Мы снимали его так же, как американцы воевали, - нас было слишком много, мы не вылезали из джунглей, мы были завалены оборудованием и деньгами и тоже постепенно сходили с ума", - рассказывал Коппола о фильме, который непросто давался всей съемочной группе. Роман "Сердце тьмы" Джозефа Конрада под сценарий адаптировал Джон Милус, который соединил произведение со своим сценарием "Психоделический солдат". Из этого вышла история о капитане ВДВ, получившем тайное задание ликвидировать полусумасшедшего полковника Курца, который создал мини-государство имени себя в лесах Вьетнама. На съемочной площадке (Филиппинах) возникало множество проблем: уже на месте выяснялось, что актеры не подходят для своих ролей, выбивали из графика то ураган "Ольга" (тогда группа была рада и тому, что осталась в живых), то тропическая жара, от которой актеры падали в обморок, то филиппинские пилоты вертолетов, которые никак не понимали, как собраться в кадре. Однажды вождь племени ифугао, привлеченного для участия в съемках, погадал уже отчаявшемуся завершить картину Копполе на куриных внутренностях: картину ожидают невиданные сборы и ее посмотрят миллионы людей - так сказал желчный пузырь курицы.
Фильм, пропитанный романтикой времен, когда на улицах господствовали соперничающие между собой банды. Это история двух братьев, один из которых грезит о возвращении былого величия уличных группировок, а второй пытается наставить его на путь истинный. Картина об одиночестве, взрослении, о семье. Можно сказать, что в этом фильме Коппола раскрыл таких актеров, как Мэтт Диллон (недавно блеснувший на экране в ленте Ларса фон Триера "Дом, который построил Джек"), Микки Рурк и Николас Кейдж. Не забыл он позвать и "старую гвардию", пригласив на роль отца главных героев "беспечного ездока" Денниса Хоппера.
К классическому "Дракуле" Брэма Стокера Фрэнсис Форд Коппола добавил постмодернистский - в подобном контексте - элемент, а именно любовную линию, допустив, что князь может страстно желать что-то еще, кроме крови: и вот всемирно известный вампир влюбляется в девушку Мину Мюррей, которую считает реинкарнацией своей умершей жены. Актерский состав на высоте: Гэри Олдмен обошел конкурентов на роль Дракулы Вигго Мортенсена и Антонио Бандереса, Киану Ривз сыграл Джонатана Харкера (здесь, конечно, не все так идеально: американец с португальскими, ирландскими, китайскими корнями играет коренного британца), Вайнона Райдер предстала в образе Мины, а Энтони Хопкинс - в роли безжалостного Абрахама Ван Хельсинга.