Ситуация совершенно нетипична для российской экономики. С начала 2000-х годов, когда появились Единый реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) и Единый реестр индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП), соотношение всегда было в пользу юрлиц. Но с 2008 года число вновь регистрируемых ИП стало превышать число юрлиц, кроме того, с 2016 года резко возросло число ликвидируемых юридических лиц. Это было связано с чисткой реестра от фирм-однодневок, которую систематически стала проводить ФНС. Для службы признаками фиктивности являются недостоверный адрес, "массовый" руководитель или учредитель. В итоге доля однодневок, как правило, зарегистрированных в форме ООО, снизилась с 40 процентов от общего числа компаний в 2011 году до 7 процентов к концу 2018 года.
К концу первого квартала 2019 года число юрлиц и ИП в стране сравнялось, а в начале второго индивидуальных предпринимателей стало больше. "Уменьшение числа юридических лиц обусловлено проводимой работой по обеспечению достоверности ЕГРЮЛ", - пояснил представитель ФНС.
По мнению экспертов, такая динамика объясняется еще и тем, что ИП стало проще, чем юрлицам, вести бизнес: они несут меньшее налоговое бремя, надзорные органы предъявляют к ним меньше требований.
"Режим для индивидуальных предпринимателей оказался выгоднее, чем для юрлиц. Для учредителей бизнеса налоговая служба ввела субсидиарную ответственность по долгам компании, в том числе по налогам. Штрафы увеличились в последнее время очень серьезно: там, где раньше они были равны 40 тысячам рублей, они увеличились до 100. Кроме того, юрлица сдают больше отчетности. То есть микробизнесу явно стало гораздо выгоднее работать в формате ИП, чем в формате ООО", - объясняет "РГ" президент "ОПОРЫ России" Александр Калинин.
По его словам, такая динамика сохранится и в будущем. Число ИП будет прирастать за счет самозанятых, а количество юрлиц вряд ли увеличится из-за фискальной и административной нагрузки. "Перетекание" юрлиц в ИП - это факт, который нужно проанализировать. С нашей точки зрения, государство слишком жестко стало регулировать юридических лиц", - считает Калинин.
"Нельзя сказать, что юридических лиц стало резко меньше. Речь, скорее, идет об укреплении бизнеса, особенно в среднем сегменте. Он развивается не путем создания новых структурных единиц, а путем укрепления тех, что уже есть. Именно поэтому динамика регистрации новых юрлиц чуть замедлилась", - считает завкафедрой менеджмента ВШГУ РАНХиГС Илья Быковников.
Не способствует быстрому росту количества юрлиц и общая ситуация в экономике: растущая монополизация на многих рынках и стагнация платежеспособного спроса. По прогнозу минэкономразвития, рост ВВП в 2019 году замедлится до 1,3 процента.