Это уже не первая попытка объединить усилия всех, кто заинтересован в продвижении мягкой языковой силы в мир. Русский хотя и входит в десятку самых многочисленных и влиятельных языков, однако в некоторых областях утерял свои ведущие позиции. Например, как язык науки. А еще в 50-е годы XX века 40 процентов научной литературы выходило на русском.
Заседание стало бурным. Среди примеров, которые были призваны подчеркнуть отставание, оказался пресловутый учебник 1992 года выпуска, по которому занимаются дети в лояльной к изучению русского языка Монголии. Отметили и отсутствие учебных планов и программ подготовки учителей для классов, где половина школьников не знают или почти не знают русского, а также нехватку учителей-предметников (физиков, химиков, биологов) для русских школ за рубежом. Среди успехов назвали ситуацию в Азербайджане, где замечен рост количества русских школ до такой степени, что учебных заведений с русским языком обучения больше, чем без него. Упомянули и Киргизию, с которой на днях достигнута договоренность о направлении в Бишкек 32 российских учителей. Коллег остудила министр Васильева. "Первоочередной задачей комиссии я вижу в выстраивании системной работы, - заявила она. - Не рассказывать, что у нас плохо, а что - хорошо, а объединить усилия, сделать в 10 раз лучше, чем есть".
Среди предложений главы ведомства - запуск единой информационной базы об образовании на русском языке на портале "Российское образование" с широким привлечением соцсетей. Кстати, эта работа в "Фейсбуке", по данным минпросвещения, блокируется антироссийскими активистами из Прибалтики, Грузии и Казахстана. И это требует особого внимания.
Среди первых шагов будут поддержаны русские школы за рубежом, которых на сегодня в мире 2912. Так финансирование туркмено-российской школы имени Пушкина в Ашхабаде в этом учебном году вырастет до 71,479 миллиона рублей.
Маргарита Русецкая, ректор Института Пушкина:
- У нас колоссальное количество объявляется конкурсов, выделяется денег на повышение квалификации русистов в той или иной стране. Но мы часто бываем свидетелями, как национальные министерства неохотно отпускают педагогов для участия в этих мероприятиях, и есть этому объяснение: это повышение квалификации зачастую не коррелирует с учебными планами в каждой конкретной стране. То же самое с учебниками.