Новости

08.04.2019 20:04
Рубрика: Власть
Проект: Арктика 2019

Защитим путь и шельф

Россия остается одним из гарантов стабильности за Северным полярным кругом
В начале марта в министерстве обороны США заявили, что вынуждены менять оперативные планы в Арктике, чтобы обеспечить сдерживание растущему влиянию России и Китая в регионе.
 Фото: Вера Костамо/ РИА Новости www.ria.ru  Фото: Вера Костамо/ РИА Новости www.ria.ru
Фото: Вера Костамо/ РИА Новости www.ria.ru

Американские генералы встревожены тем, что Россия, так как Северный морской путь проходит ближе всего к ее границам, снова открыла аэродромы в регионе, разместила радиолокационные системы и стала периодически перемещать разные системы вооружений, чтобы контролировать арктический регион. Все это, по мнению военных в Пентагоне, создает конкуренцию для США и вынуждает принимать меры к сдерживанию. Такая вот незамысловатая, но единственно правильная, с точки зрения США, модель конкурентной борьбы за чужие ресурсы.

В то же время, несмотря на звучащие голоса на Западе о милитаризации Арктики и якобы российской угрозе, она остается территорией с низкой политической напряженностью и успешным международным сотрудничеством. Пожалуй, единственный существенный пробел сегодня в межарктическом взаимодействии - это как раз отсутствие полноформатного военно-политического диалога. До 2014 года эффективным механизмом укрепления доверия и безопасности в Арктике была ежегодная встреча начальников Генеральных штабов вооруженных сил государств - членов Арктического совета. Пять лет назад контакты между высокопоставленными военными были заморожены западными партнерами на фоне введения антироссийских санкций.

Тем не менее, как заявил на VII международной встрече государств - членов Арктического совета секретарь Совета безопасности РФ Николай Патрушев: "Россия была и остается одним из гарантов стабильности в Арктике. Будучи обладателем самой протяженной в мире полярной границы, мы несем прямую ответственность за поддержание порядка по ее периметру". По словам Патрушева, это является критически важной задачей уже сегодня, когда мы наблюдаем стремительный рост числа энергетических объектов в регионе, каждый из которых представляет собой потенциальную опасность.

Как подчеркнул секретарь Совбеза РФ, безусловным преимуществом Арктики является отсутствие в нем территориальных противоречий. По его словам, отдельные споры о разграничении территорий и акваторий, которые имеют место сегодня, ведутся в спокойном и взвешенном ключе в рамках созданных ООН механизмов урегулирования разногласий.

"Необходимо, невзирая на отдельные межгосударственные разногласия, объединить наши усилия во имя общего дела - сохранения Арктики как уникального природного и культурного наследия всего человечества", - сказал Патрушев. В то же время он признал, что это подразумевает целый ряд трудных, но все же решаемых задач. По его мнению, прежде всего, нужно продолжить выстраивать эффективную архитектуру безопасности, которая станет гарантией от любых попыток дестабилизации региона. "Арктические страны говорят на разных языках, однако в наших силах сделать так, чтобы язык угроз и ультиматумов никогда не звучал на Севере", - подытожил он.

Вполне естественно, что гарантировать общую безопасность, особенно в сложных арктических условиях, сможет только тот, кто обеспечил свою.

Эффективная архитектура безопасности - гарантия от любых попыток дестабилизации региона

Как заявил командующий Северным флотом адмирал Николай Евменов, безопасность России в Арктике - приоритетная задача Северного флота. По его словам, более 50 процентов техники на Северном флоте составляют самые современные образцы. Так в прошлом году на Северный флот поступила принципиально новая техника, которая ранее не эксплуатировалась в Вооруженных силах России. Например, в состав флота вошло первое уникальное судно, предназначенное для комплексных действий в Арктике, - ледокол "Илья Муромец". Также состав флота пополнил многофункциональное судно тылового обеспечения "Эльбрус" и два боевых корабля: фрегат "Адмирал Горшков" и большой десантный корабль "Иван Грен". Сейчас в процессе постройки находятся второй ледокол - "Евпатий Коловрат", танкер и спасательное судно. Кроме того, Северный флот в ближайшее время пополнится новым подводным крейсером стратегического назначения "Князь Владимир" и многоцелевым подводным крейсером "Казань". При этом Северный флот прикроет Арктические регионы с воздуха. Здесь уверенно и активно действует авиация Военно-воздушных сил и противовоздушной обороны. Арктику на регулярной основе патрулируют дальние противолодочные самолеты. В Тикси готов к заселению новый блочно-модульный военный городок - в нем разместят новое соединение ПВО. Новое соединение предназначено для обеспечения безопасности воздушного пространства над Северным морским путем. Современный блочно-модульный городок будет состоять из 11 объектов, в том числе общежития, административного корпуса, дизельной электростанции, хранилищ воды и топлива, столовой, гаража и другого.

Все объекты связаны между собой крытыми переходами, что особенно актуально в районах Крайнего Севера и Арктики. Модульный городок станет еще одним уникальным военным объектом. Ранее были созданы "Арктический трилистник" на архипелаге Земля Франца-Иосифа и "Северный клевер" на Новосибирских островах. Таких объектов в настоящее время больше нет ни у кого в мире. Также созданы уникальные военные городки на островах Земля Александры, Среднем и Котельном, где уже действуют арктические подразделения.

В целом, по словам адмирала Евменова, арктической подготовке на Северном флоте сегодня уделяется особое внимание. Это касается и морской авиации, и подводных сил, как стратегического, так и общего назначения. Уже выполнено семь походов по трассе Северного морского пути, прошли уникальные высадки морского десанта на необорудованное побережье материка и островов от архипелага Земля Франца-Иосифа на Западе до Берингова пролива на Востоке. "Такого масштабного присутствия сил Северного флота в Арктике прежде никогда не было", - подытожил командующий флотом.

Особая роль в защите национальных интересов России в Арктике лежит на береговой охране пограничной службы ФСБ России. Речь идет в том числе о защите нефтегазовых объектов на арктическом шельфе, а также соблюдении режима плавания в акватории Северного морского пути. Специально для этого были образованы новые пограничные управления ФСБ России по западному и восточному арктическим районам в Мурманске и Петропавловске-Камчатском.

Продолжается работа по созданию автоматизированной системы контроля за надводной обстановкой на всем протяжении Севморпути. Был создан новый пункт базирования пограничных сторожевых кораблей в Архангельске, еще одна крупнейшая база создается в Петропавловске. В состав Пограничной службы впервые в новейшей истории вошел пограничный сторожевой корабль 1 ранга "Полярная звезда", предназначенный для службы в суровых арктических условиях. Что касается международных контактов, то российским пограничникам удалось не только поддерживать рабочие контакты с иностранными коллегами, но и расширить их. В том числе и с береговой охраной США.

Начиная с 2015 года активно действует и развивается Арктический форум береговых охран, который был учрежден по инициативе России. Все страны понимают, что вопросы экологии, разлива нефтепродуктов, сохранения биоресурсов, безопасности судоходства в Арктике важны для всех стран и не могут зависеть от политической конъюнктуры.

Власть Безопасность Спецслужбы Арктика: битва за ресурсы
Добавьте RG.RU 
в избранные источники