"Думаю, многие не в состоянии представить, каким потрясением это может быть для Европы, если мы одновременно получим и "брекзит", и "рукзит" (Ruxit), - считает генеральный секретарь Совета Европы Турбьерн Ягланд. - Но это может скоро произойти". По словам Ягланд, вопрос о целесообразности членства РФ в Совете Европы встанет особо остро после июньских выборов нового генсека организации. Если российская делегация не сможет принять в них участие, "есть опасность, что Россия сделает вывод, что тут ей делать нечего", полагает Ягланд. Выход их кризиса он видит в возвращении российским парламентариям права голоса, хотя и на определенных условиях. "Мы занимаемся активной дипломатией, чтобы решить этот вопрос вовремя", - заявил генсек Совета Европы.
"За последние годы Совет Европы превратился в площадку оголтелой русофобии, поэтому, откровенно говоря, было непонятно, зачем мы туда ездим вообще, я имею в виду ПАСЕ. Постоянные ограничения и воспитание России по любому поводу - это тоже вело к тому, что там, кроме безосновательной критики, ждать нечего", - прокомментировал слова Ягланда первый зампред Комитета Совета Федерации по международным делам Владимир Джабаров. По его мнению, значение Совета Европы и ПАСЕ значительно сократилось в последнее время, когда нормы международного права нарушаются, а отношения между странами строятся с позиции силы и санкций.
Примечательно, что в Москве о крайне негативных последствиях для организации в случае выхода из нее России говорили уже давно. Как отмечал председатель Временной комиссии Совета Федерации по информационной политике Алексей Пушков, без РФ в своих рядах Совет Европы потеряет рычаги воздействия на политику России, "вся риторика ПАСЕ, ее резолюции перестанут иметь для нас какое-либо значение". К тому же тогда эта организация станет лишь Советом части Европы, "организацией, фактически дублирующей Евросоюз и Европарламент, и будет мало кому интересна".
Второй момент - финансовый. По словам Пушкова, Совет Европы потеряет 33 миллиона евро ежегодных взносов. После приостановки Москвой выплат в 2017 году "организации пришлось сократить зарплаты части сотрудникам, отказаться от услуг ряда работников".
Ягланд прекрасно понимает угрозу. Потому и стремится найти выход из столь непростой ситуации. Он уже признал: лишение России права голоса в ПАСЕ не дало ничего, кроме создания острейшего кризиса в Совете Европы. Однако в своей "миротворческой" деятельности он сталкивается с противодействием со стороны ряда стран: Украины, прибалтийских государств, Польши, Швеции и Великобритании. В связи с этим шансов на внесение в регламент ПАСЕ изменений, которые бы устроили Россию (чтобы ни одна национальная делегация не могла быть лишена полномочий по политическим причинам), крайне мало. Пушков оценил их как 5 процентов из 100.
В МИД России неоднократно отмечали, что Москва не сможет принять легитимность тех функционеров Совета Европы, которых изберут в состав этой организации без участия российских представителей.