Дубль Дв@: Фильм "Лес" станет последним в конкурсе полнометражного кино

Последней в конкурсе полнометражного кино идет дебютная картина Романа Жигалова, уроженца Архангельской области (специально это отмечаю: человек снимает то, что хорошо знает), инженера-химика по первой профессии, а в кинематографе - ученика таких мастеров, как Александр Прошкин и Владимир Фокин.
Коллизии фильма "Лес" не дадут оторваться от истории обреченной любви одиноких людей. Фото: предоставлено Романом Жигаловым.
Коллизии фильма "Лес" не дадут оторваться от истории обреченной любви одиноких людей. Фото: предоставлено Романом Жигаловым.

"Лес". Сценарий и режиссура Романа Жигалова. В ролях: Олег Шибаев, Наталья Рычкова, Олег Феоктистов, Мария Аврамкова. 2018. 18+

Перед нами сколок жизни обычного села русского Севера, где людей мало, а древесины много - ею и живут. Дома добротные, но до ближайшей школы - километры, там и учится герой - шестнадцатилетний Данила. В школе привычные разборки с "районными", вечерами - дискотека в клубе, девочки смотрят на парней голодными глазами, а Данила прикипел к женщине вдвое старше его. Мать Данилы от этого в ужасе, у отца свои беды: некие "братки" положили глаз на его пилораму, хотят отнять убогий бизнес, и сельское начальство тут бессильно: закон леса, закон джунглей!

Коллизии фильма способны шокировать ценителей зрелищ, какие полегче, но что-то в этих событиях не даст оторваться от истории обреченной любви одиноких людей. Это "что-то" - правда, мы ее узнаем в каждом новом характере и каждом поступке персонажей, в вечной агрессии разрушенного людского общежития. Не случайно, начавшись буколическими кадрами бескрайних северных лесов, картина заканчивается долгой панорамой по армейскому строю бревен, уже лишенных всякой жизни. Эта интуитивно ощущаемая нами трудная правда и заставляет следить за немудреными, казалось бы, событиями, за выражением глаз героев. Вслушиваться в их невнятный говор. В странные мелодии, которые время от времени прорываются с экрана - то ли шум ветра, то ли гул неприветливой среды нашего обитания.

Картину пытаются причислить к разряду "чернух". Но нет там "чернухи", а есть просто жизнь, которой живет большая часть огромной, разбросанной по материку России. Фильм может никак не перекликаться с нашим собственным опытом - жителей больших городов или более благополучных сел: у каждого своя судьба, своя малая родина, свой регион проживания, свой климат, говоры и навыки. Но его правду чувствуешь с первых кадров - не придуманную, не сконструированную, не нарисованную. Она может быть рядом с нами, и все равно она - о нас.

Кадр из фильма "Лес". Фото: Предоставлено Романом Жигаловым

Как во многих картинах этого фестиваля, особую роль в "Лесе" играет музыка. Этот уникальный, тоже пахнущий лесом и древностью саундтрек создали музыканты из Карелии Александр Леонов и Ольга Гайдамак: гусли и скрипка, хомус и пила, деревянные духовые и трещотки, многие изготовленные ими инструменты существуют в единственном экземпляре... Фильм получил спецприз жюри "За лучший дебют" на Выборгском фестивале "Окно в Европу".

Из зрительских рецензий:

"Весна"

Чудесная зарисовка о Питере и его людях. Тонкая, немногословная, поэтичная. Здесь деталь важнее десятка слов, а главный герой - всё-таки город. Если и есть о чем пожалеть - что история так коротка, быстро заканчивается.

Георгий Крылов

"Мертвые души"

Браво! Какая прекрасная встреча с Гоголем! Смотрела с удовольствием. Понравились костюмы, постановка, игра актеров, грим. Замечательный мюзикл. Гоголь все же очень современен.

Светлана Шейкешафт

Вокально сложные приходится исполнять партии актёрам, даже стирается грань - артист ли балета, солист ли перед тобой. Найдена утрированная пластика, реплики взяты из разных произведений Гоголя, и просто слышится за кадром его хохот! Уж мы и перепрыгнули из века 19-го в 21-й, а его персонажи все сидят и в нынешних людях. Смотреть и слушать "Мёртвые души" даже страшновато: уж очень точно найдены характеристики, прямо по-гоголевски.

Наталья Бартош

"Подбросы"

Я мама, и уже с первых кадров фильма мне стало больно: женщина выбрасывает своего ребенка, как мусор, в мир, где его никто не будет любить, как мама... И потом весь фильм было больно... Но оторваться не могла, потому что казалось, что своей любовью могу помочь э́тому одинокому мальчишке... Мы ведь не отдаем себе отчет, как живем, а фильм, как зеркало, показал вдруг со стороны меня, мою жизнь... И ещё крепче захотелось обнять сына, и позвонить другу или тому, кому сейчас "не очень"... и хочется сделать Добро, немедленно! Спасибо режиссеру и всей команде за пронзительно сильную, жестокую, но нужную картину, после которой через боль и слезы видишь свет. За жгучее желание разбудить мир, где не слышат крики отчаяния, а любят только деньги ... И все идет по бесконечному кругу: равнодушно-циничная круговая порука чиновников, как шланг на теле мальчика, давит всех нас все невыносимей... И вот уже сил нет... или все-таки есть?! И можно что-то изменить?! Это не рецензия, просто захотелось отозваться. Спасибо за фестиваль.

Елена Гаврилина

4 мюзикла из 3 театральных столиц России Поделитесь впечатлениями о фестивале