Россия включается в погоню за ведущими странами, которые внедряют "цифру" в сельское хозяйство. Вроде бы у нас неплохие стартовые позиции. Сейчас много говорят об успехах российского сельского хозяйства. Даже рекорды ставим по сбору, например, пшеницы...
Даниил Козлов: Конечно, успехи последних лет несомненны. Но надо ясно понимать, что наше сельское хозяйство, за редким исключением, развивается по экстенсивному пути. Высокие урожаи достигаются за счет естественного плодородия почв, но при слабом научно-техническом обеспечении. Скажем, рекорд по пшенице позапрошлого года в 31 центнер с гектара недотягивает даже до среднемирового уровня в 33 центнера. Наши производители, надеясь решить проблему, в последние десятилетия хватались за разные "чудеса" - новую западную технику, новые сорта и т.д. Но чудес не бывает. Сельское хозяйство - это сложнейший организм, где нельзя потянуть за какой-то один элемент в надежде поднять эффективность. Необходим комплексный подход, освоение всей системы земледелия, а это и севообороты, и обработка почвы, и режим питания растений, и защита растений, и механизация и т.д. Все эти компоненты надо увязать воедино и адаптировать к условиям земель конкретного хозяйства. Увы, подобный подход у нас большая редкость.
И вот теперь все надежды на "цифру". В сельском хозяйстве она должна решить многие проблемы, дать мощный импульс для интенсивного развития, а значит, уйти от экстенсивного.
Даниил Козлов: Как известно, прорывы обеспечивают новые технологии. Была "зеленая революция", сейчас генная, на очереди цифровая. По прогнозам, цифровые технологии позволят к 2050 году поднять производительность сельского хозяйства на 70 процентов. Речь идет о едином цифровом пространстве, где живут и обмениваются информацией разные участники: от конкретного хозяйства до региональной и федеральной власти.
Начнем с самого верха. У нас есть минсельхоз, но производители живут сами по себе, им никто не может приказать, что, как, сколько выращивать. Как цифра свяжет их друг с другом?
Даниил Козлов: Приведу лишь один характерный пример. В 2017 году из-за перепроизводства зерновых и сахарной свеклы цены на них упали. Высокий урожай превысил внутреннее потребление и возможности экспорта. Остро встал вопрос, где хранить это богатство.
Кто-то из юмористов даже пошутил, что у нас и урожай, и неурожай - стихийное бедствие.
Даниил Козлов: Чтобы подобное не повторялось, хотим мы или нет, будущий урожай надо планировать централизованно. А для этого необходимо иметь ясную картину, что происходит в отрасли. Вести мониторинг, как используются земли. Конечно, в первую очередь выявлять, где с ней нерационально работают, принимать меры, штрафовать, а кого-то, наоборот, поощрять, давать льготы и т.д. Кроме того, такая информация нужна, чтобы не было перепроизводства, пляски цен. Органы власти должны иметь полную информацию по стране, по конкретным субъектам, тогда смогут оперативно регулировать ситуацию на рынке продуктов. А как сегодня все это делать, если никто толком не знает, что творится на земле. К примеру, последняя инвентаризация почв была 25 лет назад, никто не представляет, сколько у нас заброшенных земель. В разных ведомствах называют самые разные цифры.
Но вы, по сути, предлагаете вернуться к Госплану, который мы уже проходили, помним пустые полки магазинов. Назад в "светлое" будущее?
Даниил Козлов: Тогда все в стране было очень жестко зарегулировано. Потом маятник качнулся в другую сторону - рынок все решит сам. Опыт не только сельского хозяйства, но и других отраслей показал, что не решит. Государству нельзя полностью уходить из экономики. Эксперты уверены, что в сельском хозяйстве рыночный либерализм не состоятелен. Требуется плановое регулирование, но, конечно, не такое жесткое, как было в СССР.
Итак, цифровизация должна прояснить, что происходит в сельском хозяйстве снизу доверху?
Даниил Козлов: Совершенно верно. Если говорить совсем просто, то государство задает конечные цифры урожая, они служат ориентиром для производителей. Исходя из них, они планируют свою работу. Именно для этого сейчас минсельхоз разрабатывает Единую федеральную информационную систему сельскохозяйственных земель. Она будет собирать, обобщать и представлять властям информацию о фактической ситуации на полях страны.
Опустимся сверху вниз, к производителю. Что ему даст цифра? Кроме ориентиров?
Даниил Козлов: Раньше главный агроном держал в голове все компоненты ведения хозяйства. В основном это были очень опытные специалисты. Сейчас ситуация существенно изменилась. Подготовка кадров, мягко говоря, желает лучшего, а число технологических операций и новых агрономических приемов нарастает как снежный ком. Человеку необходимо быть готовым работать в принципиально новых условиях. Поэтому ему в помощь идет интеллектуальный помощник - "цифровой агроном". Он будет создан на основе науки и вооружен самыми последними достижениями: роботизированной техникой, системами дистанционного зондирования и спутникового позиционирования, бесконтактными сенсорами и др. С их помощью такой цифровой спец будет собирать информацию по особенностям почв каждого участка, о погодных условиях, состоянии посевов и их урожайности и т.д. На основе всех данных будут созданы модели, как оптимально использовать земли данного хозяйства. В итоге для каждого поля будут разработаны технологические карты, какие размещать культуры, как обрабатывать почву, вносить удобрения, защищать растения и т.д. Всей этой информацией машина поделится с человеком, и они совместно примут окончательное решение.
Вы нарисовали образ светлого будущего, но как его реализовать?
Даниил Козлов: Очень трудно. Потому что тут сходятся интересы многих наук, сфер экономики, органов государственной власти и производителей. Так вот "цифра" должна соединить это множество в единый информационный продукт. Это цель комплексной программы "Цифровое землепользование", которая разрабатывается консорциумом во главе с Почвенным институтом и обсуждается с РАН, минсельхозом и минобрнауки. Это новая форма взаимодействия бизнеса, науки и власти. Бизнес выступает заказчиком НИОКР и вкладывает в программу существенные ресурсы. Минсельхоз является исполнителем и обеспечивает нормативно-правовое и финансовое регулирование. Минобрнауки как соисполнитель отвечает за координацию исследований подведомственной ему науки. Задача, повторяю, сложнейшая. Хотя ведущие страны уже создали отдельные фрагменты такой системы, но до единой пока далеко. Теперь мы вступаем на этот путь, включаемся в гонку за урожай.