Новости

09.04.2019 20:12
Рубрика: Власть

Скрипач нужен

На поддержку культуры в стране потратят 113,5 миллиарда рублей
Правительство продолжает распределять средства на реализацию национального проекта "Культура".
Сельские клубы станут многофункциональнее. А если нет клуба, приедут "дома культуры на колесах". Фото: РИА Новости Сельские клубы станут многофункциональнее. А если нет клуба, приедут "дома культуры на колесах". Фото: РИА Новости
Сельские клубы станут многофункциональнее. А если нет клуба, приедут "дома культуры на колесах". Фото: РИА Новости

В известной кинокомедии инопланетяне из вселенной Кин-дза-дза уверяли, что "скрипач не нужен". Так вот - нам скрипач нужен. И не только скрипач. На прошлой неделе было решено направить 700 миллионов рублей на создание модельных библиотек и 200 миллионов - на оборудование виртуальных концертных залов в российских регионах. О том, какие еще меры предпримет государство для поддержки культуры в стране, "Российской газете" рассказала заместитель министра культуры РФ, администратор национального проекта Ольга Ярилова.

Ольга Сергеевна, один из показателей нацпроекта "Культура" - повышение посещаемости учреждений культуры на 15 процентов. Мы ничего не потеряем от того, что увеличение аудитории будто бы становится для творческих организаций критерием определяющим?

Ольга Ярилова: Конечно, нет. Если вы посмотрите на национальный проект в целом, то в нем все сбалансировано. В него входят три федеральных проекта: "Культурная среда", "Творческие люди" и "Цифровая культура". В рамках первого из них мы создаем современные учреждения культуры: строим, проводим капитальный ремонт, оборудуем новые культурные пространства в существующих учреждениях, закупаем инструменты для музыкальных школ. Во втором федеральном проекте мы, поддерживая творческие коллективы, создаем новый культурный продукт. Большое внимание здесь уделяется некоммерческим организациям, их проектам - это поможет здоровой конкуренции. Проект по цифровой культуре предполагает создание интерактивных выставок и мультимедийных гидов, трансляции концертов, наполнение афиш виртуальных концертных залов. Мне кажется, этот как раз тот баланс, который позволит улучшить инфраструктуру культуры и одновременно наполнить ее смысловым содержанием.

Как рассчитывался показатель посещаемости? Что взято за основу? И на посещаемости каких учреждений культуры будет сделан акцент?

Ольга Ярилова: У нас есть методика расчета этого показателя, в основе которой лежит существующая статистика посещаемости учреждений культуры. Но поскольку все субъекты Федерации стартуют с разных позиций, каждый из них будет сам определять, посещаемость каких учреждений в первую очередь позволит увеличить охват населения.

Прежде чем поставить планку в 15 процентов, мы проанализировали рост посещаемости в предыдущие годы. Оказалось, что в некоторых учреждениях он составил не более 1 процента в год, а где-то и вовсе был отрицательным. То есть мы собираемся совершить прорыв. Национальный проект дает нам беспрецедентные возможности для развития отрасли, поэтому я уверена, что установленный целевой показатель будет достигнут.

Но регионы в рамках нацпроекта будут поддерживаться неравномерно. Я заметила, что субъектам Дальневосточного федерального округа выделяется больше денег, чем другим.

Ольга Ярилова: Не совсем так. Если говорить о субъектах, входящих в ДФО, то там очень высок объем выделенных средств на душу населения. Но это вполне объяснимо с учетом количества регионов, большой территории и низкой плотности заселения. На Дальнем Востоке сейчас действительно сложная ситуация, там многие годы в культуру почти не вкладывались, поэтому им помогать нужно в первую очередь.

Если же говорить в целом о распределении средств, то перед нами не стояло задачи раздать их всем равномерно. Несправедливо было бы распределять поровну бюджетные деньги между богатыми регионами-донорами и теми, кто не может самостоятельно поддерживать сферу культуры на должном уровне.

Для максимальной эффективности распределения средств мы создали интерактивную карту, на которую нанесли все учреждения культуры по всей стране. Дальше мы сверим их количество в том или ином регионе с нормативом. Так нагляднее видно: где не хватает клубов, где - библиотек, где - театров и музеев. Будем помогать регионам, руководствуясь этой картой.

Чем все-таки осчастливите Дальний Восток по нацпроекту?

Ольга Ярилова: Охват населения услугами культуры в этом регионе крайне низок, поэтому будем строить центры культурного развития, новые стационарные клубы появятся даже в небольших поселках. Автоклубы из-за очень больших расстояний пускать туда не имеет смысла.

Серьезные средства предусмотрены на реконструкцию и капитальный ремонт театров, на оснащение детских музыкальных школ и училищ новым оборудованием, новыми музыкальными инструментами. Большое внимание уделим гастрольной деятельности, обучению и переподготовке кадров. Естественно, будем развивать и цифровые технологии, чтобы в самых отдаленных уголках страны люди могли в онлайн-режиме и в записи смотреть концерты великих музыкантов, которые идут в Москве и Санкт-Петербурге.

Нацпроект предполагает, что субъекты тоже будут участвовать в финансировании. Хватит у них денег на культуру? Или кто-то останется "за бортом" из-за "дыр" в местных бюджетах?

Ольга Ярилова: Такого не может быть в принципе. Регионы очень кропотливо планируют свой бюджет на все шесть лет. Есть региональные паспорта нацпроекта, уже согласованные министерством, в них подробно расписано, какие учреждения культуры получат поддержку, какое оборудование будет приобретено, сколько на все это будет выделено денег из федерального и регионального бюджетов. Главная статья расходов, которая ложится на регионы, - это разработка проектно-сметной документации на строительство или реконструкцию учреждений культуры. Если регион с этим не справился, значит, его исключат из планов, а деньги перераспределят в пользу тех, кто хочет двигаться вперед.

Что такое "модельная" библиотека, чем она отличается от привычных библиотек? Будут ли ходить в библиотеки по старинке - за книгами? Или теперь не это главное?

Ольга Ярилова: Модельный стандарт деятельности общедоступных библиотек мы утвердили в 2014 году. Он предполагает изменение самого пространства библиотеки, делает его ярким и интересным. В нем же прописаны все изменения: в библиотеке должны найти себе занятие люди абсолютно всех возрастов - и дети, и молодежь, и старшее поколение. Будут созданы дискуссионные клубы, консультационные пункты, лектории для всех возрастных групп. Безусловно, не обойдемся и без электронных сервисов: скоростной интернет, доступ к современным отечественным информационным ресурсам научного и художественного содержания. На одну небольшую сельскую модельную библиотеку мы выделяем 5 миллионов рублей, на межрайонную - 10 миллионов.

Никто не требует, чтобы библиотеки подменили собой сельские клубы или дома культуры. Но они не должны оставаться просто местом, где хранятся и выдаются книги. Библиотеки нужно постепенно превращать в полноценные и общедоступные культурно-просветительские центры. Делать так, чтобы посещать их стало модно и удобно. Сегодня в московских библиотеках очень много молодежи. Причем как среди посетителей, так и среди сотрудников - им это интересно, они творят, выдумывают, пробуют. Но так уже не только в столице. Посмотрите, какой популярностью пользуется всероссийская акция "Библионочь". Я люблю рассказывать про модельную библиотеку в Боголюбово Владимирской области. После ее реконструкции количество посещений увеличилось в пять раз. Она стала популярнее клуба, стоящего через дорогу. За короткий промежуток времени после открытия этой обновленной библиотеки еще несколько подобных объектов появилось в близлежащих селах и поселках, так как люди стали приходить в местные администрации и спрашивать, почему у них нет такой библиотеки.

С библиотечными фондами беда - стоит отъехать от столицы. Дело не только в количестве книг - как найти баланс между литературной "попсой" и качественной литературой? Как библиотеки формируют читательский вкус?

Ольга Ярилова: Не министерство культуры заказывает книги в муниципальные библиотеки. Это делает учредитель. Конечно, формирование читательского вкуса должно лежать в основе всего. Совершенно неправильно закупать только популярную "легкую" литературу. Неверно полагать, что в библиотеки ходят только любители детективов. Нужно рассказывать о классиках и новых авторах, о литературных течениях. И как раз модельные библиотеки смогут дать хороший пример такой работы.

Для нацпроекта требуются профессиональные, умные кадры. Но падение профессионального уровня - общая проблема во всем мире, мы не исключение. Где взять столько не просто "продвинутых", а этих самых умных и умелых работников культурных сфер? Хватит у нас учебных заведений, преподавателей?

Ольга Ярилова: Для этого у нас задействованы лучшие творческие вузы по всей стране. С этого года мы запускаем масштабную программу непрерывного образования и повышения квалификации творческих и управленческих кадров в сфере культуры. На моей памяти такое делается впервые. За шесть лет обучение пройдут около 200 тысяч человек - от осветителя до художественного руководителя. Это 25 процентов всех работников отрасли.

На базе крупнейших творческих вузов мы создаем 15 центров переподготовки. Сейчас они разрабатывают программы обучения, которые мы уже в конце апреля обнародуем. Все они рассчитаны на то, что обучение может проходить как очно, так и заочно, в онлайн-режиме.

В семи таких центрах - при Российской академии музыки имени Гнесиных, ГИТИСе, ВГИКе, Академии русского балета имени А.Я. Вагановой, Санкт-Петербургском и Краснодарском государственных институтах культуры, Дальневосточном институте искусств - уже в этом году пройдут обучение 14 тысяч человек.

Я считаю, что у этой программы огромный потенциал. Уверена, что через шесть лет мы получим действительно армию современных специалистов высокого уровня. У нас уникальная база высших учебных заведений в сфере культуры, поэтому нет никаких сомнений, что все планы и задачи будут выполнены.

Что такое "виртуальные концертные залы" и кому от них будет польза?

Ольга Ярилова: Виртуальный концертный зал - это комплект оборудования, который мы устанавливаем в залах клубов, театров и даже музеев и который позволяет транслировать концерты из крупнейших филармоний страны как в прямом эфире, так и в записи. Мы будем делать оцифровку самых разных мероприятий, которые проходят в крупных городах, чтобы сделать афишу таких площадок разнообразной и интересной. Стоимость комплекта оборудования зависит от величины зала. Самый большой комплект - примерно 5,6 миллиона рублей.

Проект "Виртуальный концертный зал" мы начали в 2014 году, сейчас по всей стране их уже больше 300, в основном они существуют на базе филармоний. Проект необычайно востребован, любим и популярен. Поэтому мы решили, что создадим в разных городах еще 500 таких площадок. Не менее 80 появятся уже в этом году.

Что такое передвижные многофункциональные культурные центры?

Ольга Ярилова: Это так называемые автоклубы, или дома культуры на колесах. Они закрепляются за отдельным учреждением в том или ином муниципальном образовании. Автоклуб может приехать в любой населенный пункт своего района - в село или даже просто в поле, развернуть сцену, выставить микрофоны, показать концертную программу, собраться и оперативно уехать. Там есть все необходимое, чтобы обеспечить проведение практически любых культурных и досуговых мероприятий в отдаленных населенных пунктах.

Такие передвижные культурные центры уже есть во многих муниципалитетах. Мы их покупаем уже не первый год, но никогда раньше программа не была такой массовой. За счет федерального бюджета в рамках нацпроекта мы в ближайшие шесть лет закупим еще 600 автоклубов и надеемся, что в итоге в каждом из 1800 муниципалитетов будет хотя бы один.

Мне часто задают вопрос, зачем они вообще нужны. У нас в стране около ста тысяч населенных пунктов, которые вообще не имеют стационарных учреждений культуры. Это очень много. И обеспечение всех муниципальных образований страны вот такими многофункциональными культурными центрами поможет решить эту проблемы. Это один из прорывов нацпроекта.

120 грантов лучшим творческим коллективам будут выделены к 2024 году. По каким критериям эти коллективы будут отбирать? Каков будет размер гранта?

Ольга Ярилова: Размер гранта - два миллиона рублей. Мы будем ежегодно выделять по 20 грантов народным коллективам, которые будут отбираться конкурсной комиссией. Мы уже отправили в регионы положение о конкурсе, будем проводить большой Всероссийский фестиваль. В нем будут участвовать и музыкальные, и танцевальные, и театральные, и цирковые коллективы - все самодеятельные. Мы знаем, какую большую роль в культурной жизни регионов играет художественная самодеятельность, поэтому впервые предусмотрели для них такую поддержку. Раньше такого мы не делали.

Культура - сфера тонкая. Культурные работники - люди ранимые. Тем не менее в нацпроекте культура регулируется наравне с экономикой, с предпринимательством. Не задавят ли полет художественной мысли зубодробительные формулировки?
Ольга Ярилова: Всем должно быть понятно - что делать, какие ресурсы привлечь, к какому результату прийти. Поэтому все цели должны быть четко прописаны. Сегодня в нацпроект включены ровно те термины и понятия, которые необходимы для его реализации. Я не вижу в нем излишней бюрократии. Все это нужно для того, чтобы каждый, кто работает в сфере культуры, абсолютно точно понимал, что будет сделано государством в ближайшие шесть лет и как это изменит жизнь людей.

Справка "РГ"

С 2005 года кандидат педагогических наук Ольга Ярилова работает в Министерстве культуры России. С марта 2013 года исполняла обязанности, а с мая того же года стала директором департамента туризма и региональной политики. С прошлого, 2018 года Ольга Ярилова - заместитель министра культуры.

*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"

Власть Работа власти Культура Культурный обмен Правительство Минкультуры
Добавьте RG.RU 
в избранные источники