09.04.2019 20:06
    Поделиться

    Спрос на специалистов-инженеров в экономике превысил предложение вдвое

    Инженерам будущего мешают инфраструктурные проблемы
    Работодатели нередко отмечают недостаточный уровень подготовки молодых кадров - всего около 15 процентов из них готовы приступить к полноценной работе сразу после окончания вуза.
    iStock

    - Только 50-60 процентов тех, кто получает высшее образование, остаются в науке - это значительная часть выпускников факультетов физического, геолого-геофизического, естественных наук. А, к примеру, факультет информационных технологий всегда был заточен на подготовку специалистов для IT-отрасли. И это нормально, - заявил "РГ" ректор Новосибирского национального исследовательского госуниверситета Михаил Федорук.

    В прошлом году вузы Сибиского федерального округа подготовили 3,5 тысячи специалистов с цифровыми компетенциями, что в два раза меньше потребности.

    К 2024 году число работников, выполняющих исследования и разработки только в рамках проекта развития научного центра "Академгородок 2.0", должно увеличиться на 9 тысяч человек. НГУ готов дополнительно готовить 700 человек в год к той 1000 специалистов, которых выпускает сейчас.

    - Только Центру агробиотехнологий требуется не менее 200 сотрудников в год, Центру коллективного пользования "СКИФ" (Сибирский кольцевой источник фотонов - синхротрон) - не менее 100 сотрудников. Мы готовы поставлять кадры. Но университет ограничен инфраструктурой, особенно местами в общежитиях. Молодым людям нужны интересная работа и комфорт проживания, увлекательный досуг, - уверен Михаил Федорук.

    Лишь около 15 процентов выпускников готовы к полноценной работе сразу после окончания вуза

    Решить проблему должен межвузовский кампус (МВК), который станет первым в России. На это потребуется 37 миллиардов рублей. Предполагается, что работа будет вестись в рамках федерального проекта "Экспорт образования". Как отметил вице-губернатор Новосибирской области Андрей Жуков, на территории МВК планируется разместить не только общежития для студентов и аспирантов, но и административные и образовательные корпуса, научно-исследовательские лаборатории и инжиниринговые центры, бизнес-инкубаторы и центры прототипирования, предназначенные для реализации научных и инновационных проектов, в том числе международных. Итоговую концепцию проекта МВК представят в середине мая.

    Национальный исследовательский Томский госуниверситет делает ставку на сетевое взаимодействие вуза с общеобразовательными школами.

    В Томске в систему IT-образования для школьников уже вовлечено около 40 тысяч ребят

    - В Томске в систему IT-образования для школьников вовлечено около 40 тысяч ребят. Сейчас проводим перезагрузку по направлениям: нано- и биотехнологии, промышленный дизайн, искусственный интеллект, робототехника, сенсорика. Мы хотим, чтобы в вуз приходили ребята, мотивированные на обучение и имеющие представление об этих отраслях. У нас есть отработанная система практик на предприятиях, - рассказал ректор Эдуард Галажинский.

    По такому же пути пошли в Новосибирском государственном техническом университете. Здесь запустили профориентационный проект по цифровой экономике. К нему подключилась каждая четвертая школа области. Как ожидается, участниками станут более 10 тысяч школьников.

    - Программа может определить, какие пробелы есть у ученика в той или иной области и какие компетенции надо прокачать, - объясняет суть руководитель проекта "Профессионалы будущего для цифровой экономики" старший преподаватель НГТУ Сергей Чернышов.

    Планируется провести более 50 профориентационных мероприятий на базе пяти ведущих университетов Новосибирска и более 20 высокотехнологичных компаний. Например, предприятия "Сибстекло" РАТМ Холдинга, офисов "Яндекса" и 2ГИС.

    На взгляд ректора Красноярского государственного педагогического университета им. Астафьева Валерия Ковалевского, стандарты в обучении должны задавать работодатели.

    Уже есть запросы на такие профессии будущего, как оператор беспилотного летательного аппарата и хирург-робототехник

    - В подготовке кадров мы ориентируемся на запросы работодателей, вводим новые компетенции "Учитель для поколения Z", открываем тренировочные центры по робототехнике, проектированию, созданию образовательной среды, - сообщил Ковалевский.

    Уже есть запросы на такие профессии будущего, как оператор беспилотного летательного аппарата и хирург-робототехник. Тем не менее во многих семьях возникает два вопроса: куда поступать после школы и куда пойти работать? По статистике, 30-40 процентов выпускников вузов и колледжей не работают по специальности.

    - Я бы не делал из этого проблему. Согласно аналитическим исследованиям, в ближайшие 10-15 лет многие из существующих профессий исчезнут или трансформируются. Мне кажется, важнее готовить молодого человека не под конкретную специальность, а чтобы он умел учиться и меняться вместе с профессией, умел выстраивать свою образовательную траекторию, - считает ректор ТГУ Эдуард Галажинский.

    Мнение

    Алексей Конторович, лауреат премии "Глобальная энергия" 2009 года, главный научный сотрудник Института нефтегазовой геологии и геофизики им. Трофимука СО РАН, академик РАН:

    - Одной из важнейших задач экономики России является создание и освоение новейших технологий. Это касается буквально всех отраслей: геологии, нефтегазодобывающей и перерабатывающей, химической, энергетической, электронной, промышленного, медицинского, научного приборостроения и многих других. Они требуют развития научного и инженерного образования, закрепления молодых инженеров и ученых за этими профессиями. Для решения этих задач государство должно поднять уровень и качества образования инженерным профессиям, поднять авторитет инженера, ученого, педагога, обеспечить им достойный уровень оплаты труда. Вузы, которые готовят прекрасных инженеров, у нас есть во многих городах. А вот благоприятные условия, которые привлекали бы молодых специалистов на работу на Север, в Сибирь, на Дальний Восток, создаются медленно или вовсе не создаются. Получается, что труд специалиста, оставшегося работать внутри Садового кольца и даже Московской кольцевой автодороги, оплачивается лучше, чем в Сибири или на Крайнем Севере. Это тормозит рост экономики, создает напряженную социальную среду, ухудшает демографическую обстановку.

    Поделиться