Новые сорта косточковых культур выводят в Горном ботаническом саду Дагестанского научного центра РАН. По словам его директора Загирбега Асадулаева, ученые используют как отечественные генетические ресурсы, так и полученные из Таджикистана и Армении.
- Для дальнейшего развития отрасли важно получить сорта, устойчивые к клястероспориозу и монилиозу (грибковые заболевания плодовых деревьев - Ред.), а также сухофруктовые сорта. Чтобы расширить зону возделывания, они должны быть устойчивы к весенним возвратным заморозкам, - поясняет Асадулаев.
На начало 2019 года в республике насчитывалось более 28 тысяч гектаров садов, около 20 тысяч из них находятся в плодоносящем возрасте. В этом году, по информации минсельхозпрода РД, планируется высадить саженцы еще на 1300 гектарах.
- В нынешнем сезоне предполагается собрать около 190 тысяч тонн фруктов - это примерно на 30 тысяч тонн больше, чем в 2018-м. Однако из-за весенних заморозков в горных районах часть потенциального урожая погибла. Наиболее подвержен негативному воздействию абрикос, ежегодный валовой сбор которого в урожайный год в среднем составляет 30-35 тысяч тонн, - рассказали в минсельхозпроде республики.
Дагестанские абрикосы и персики, выращенные в экологически чистых районах, без применения химикатов, пользуются популярностью как среди жителей республики, так и за ее пределами. Косточки абрикоса также идут на приготовление местного лакомства - урбеча, который с успехом продается в разных городах страны.
Однако персик и абрикос - культуры весьма капризные, длительная транспортировка не идет им на пользу. Раньше значительная часть фруктов перерабатывалась в соки, компоты и джемы на консервных предприятиях. Однако сейчас в Дагестане их практически не осталось. В частности, Кикунинский консервный завод - одно из самых крупных предприятий отрасли - сейчас проходит процедуру банкротства.
Проблемы начались после того, как в 2015 году была отозвана лицензия у банка, где обслуживалось предприятие. В связи с этим завод просрочил платежи по кредиту - их просто физически оказалось некуда перечислять. Долги продолжали копиться, и теперь судьбу завода решает Арбитражный суд. Шансы на восстановление производства пока есть. Оказавшимся в подобной ситуации предприятиям будет оказана поддержка, заявил глава правительства республики Артем Здунов. Он добавил, что для Кикунинского консервного завода ищут инвесторов, также власти ведут переговоры с Россельхозбанком о реструктуризации долгов.
Тем временем фермеры самостоятельно ищут рынки сбыта своей "краснощекой" продукции. И уже используют современные технологии. Один из таких передовиков - Камал Салманов, участок которого находится в селении Миатли на берегу реки Сулак рядом с живописным Сулакским каньоном, который ежегодно посещают сотни туристов.
- Сбыт - самая большая проблема для фермеров. На рынках торгуют в основном оптовики, которые норовят скупить продукцию за бесценок и перепродать ее в несколько раз дороже. Я два года назад наладил дополнительный канал продаж посредством прямых эфиров в соцсетях. Результат превзошел ожидания. Всем, кто изъявил желание купить персики нашего урожая - а он доходит до 15 тонн, - их не хватило. С прошлого года мы начали приглашать семьи с детьми к себе в сад попробовать фрукты прямо с веток. Идея всем понравилась. Думаю, в этом году агротуристов будет еще больше, - рассказывает предприниматель.
Теперь Салманов намерен организовывать в соцсетях онлайн-трансляцию сбора персиков. На его страницу подписаны около 46 тысяч человек. Многие репостят публикации Камала, и весть о нескучном саде VillaPersica (так он назвал свое хозяйство) мгновенно разлетается среди пользователей. Некоторые заказывают сочный товар заранее. Для тех, кто берет персики ящиками, садовод организовывает доставку в Махачкалу.
Заморозки, ударившие в нескольких районах республики, на урожае Салманова в этом году не сказались: в долине, где расположен сад, холодов не было, поэтому цветение деревьев идет по плану и ожидается хороший урожай.
Корреспондент "РГ" поинтересовался у Камала Салманова, что, по его мнению, мешает развитию плодоводства в Дагестане? Предприниматель считает, что это даже не бюрократические сложности, связанные с получением и оформлением земель, отсутствием перерабатывающей и логистической инфраструктуры.
- Мешает в первую очередь лень, - уверен садовод. - К примеру, только возле села Миатли, где благоприятный климат, сотни гектаров земель вдоль полноводного Сулака пустуют. А ведь здесь идеальные условия для плодоводства.
Тем временем
В Горном ботаническом саду Дагестанского научного центра РАН развивают новое направление - закладку садов плодовых культур, содержащих большое количество биологически активных веществ и антиоксидантов. Этим требованиям отвечают такие новые для республики культуры, как актинидия, лимонник, арония, жимолость, шефердия, рябина. В научном центре отмечают, что они должны стать основой развития лечебного садоводства в горной части республики. Ученые также настойчиво продвигают идею строительства на террасированных южных склонах теплиц с использованием гелиоэнергетики для выращивания субтропических культур.