Регулировать набирающее популярность движение по "спасению еды" от выбрасывания ее на помойки супермаркетами, столовыми, ресторанами решили, заручившись поддержкой Роспотребнадзора. Ведь нереализованные продукты сторонники фудшеринга намерены раздавать бесплатно малоимущим и нищим. Парламентарии направили обращение главе главного санитарного ведомства по Санкт-Петербургу Наталии Башкетовой. Ее просят дать рекомендации с точки зрения эпидемиологического надзора и соблюдения санитарно-карантинных норм.
Напомним, именно Роспотребнадзор закрыл в 2016 году "Общественный холодильник" на Васильевском острове, сославшись на возможность пищевых отравлений. В итоге благотворительный проект по спасению еды и поддержке бедных проработал всего сутки.
Авторы новой законодательной инициативы также хотят ввести поощрения организациям, активно занимающимся подобной благотворительной деятельностью. "Сейчас мы прорабатываем возможность налоговых льгот, - рассказал председатель комитета по законодательству заксобрания Денис Четырбок. - Ясно также, что бесконтрольной раздачи еды быть не должно. Надо вводить ряд требований".
Во-первых, перечисляет он, продукцию надо декларировать. Во-вторых, у организаций общепита и торговли должны быть санитарно-технические условия для передачи еды, а волонтерам придется проходить медосмотр и иметь специальные емкости для соблюдения температурного режима.
Бесплатная раздача продуктов очень популярна на Западе. Как рассказала "РГ" декан Высшей школы маркетинга и развития бизнеса НИУ "Высшая школа экономики" Татьяна Комиссарова, например, в Финляндии на постоянной основе работают спеццентры по раздаче продуктов питания, куда заходят вовсе не бомжи. Член Комитета Госдумы по труду, соцполитике и делам ветеранов Сергей Вострецов рассказал "РГ", что в мае-июне намерен организовать общественное обсуждение по теме фудшеринга и подготовить законопроект, который как раз и отрегулирует процесс благотворительной реализации продуктов питания. Он уточнил, что можно создавать специальные отделы при магазинах, куда передавать продукты хотя бы за день до истечения сроки годности. По словам депутата, если торговые сети будут постоянно устраивать социальные акции, то нужно их поощрять - давать налоговые льготы.
Но поддержат ли инициативу торговые сети? Судя по всему, могут, если в законе будет новелла о поощрении. Как пояснили "РГ" в X5 Retail Group, сегодня налоговое законодательство РФ построено таким образом, что уничтожение продуктов питания значительно дешевле их передачи благотворительным организациям накануне окончания срока годности. Объем налоговых отчислений, которые по Налоговому кодексу организация должна осуществить в рамках передачи товаров на благотворительные цели, может составлять 40 процентов стоимости этих продуктов (при этом уничтожение одной тонны мусора в Москве может стоить 600-800 рублей). Так что компания активно участвует в обсуждении инициатив, направленных на снижение барьеров при передаче продукции за несколько дней до окончания срока годности на благотворительность.