Новости

09.04.2019 18:33
Рубрика: Власть

Два капитала

Россия намерена использовать государственные и частные инвестиции для развития Севморпути
Об общей ответственности за Арктику говорили вчера на Международном арктическом форуме лидеры сразу нескольких стран, в том числе и президент России Владимир Путин. При решении арктических проблем не должно быть никакой изоляции, а на вызовы можно ответить только вместе - так считает не только глава Российского государства, но и президенты Финляндии и Исландии, премьер-министры Норвегии и Швеции.

Владимир Путин поблагодарил партнеров за понимание общей ответственности за будущее Арктики. "В 2021 году Россия примет председательство в Арктическом совете и предлагает всем сотрудничество в Арктике", - объявил он. Приоритеты - продвижение природосберегающих технологий. Россия реализует проекты на основе современных экологических стандартов, в том числе глобального значения - например, комплекс по производству СПГ на Ямале.

В этом году будет принята новая стратегия развития Арктики до 2035 года, она должна объединить мероприятия нацпроектов и госпрограмм, инвестиционные планы инфраструктурных компаний, программы развития регионов и городов. Особое внимание - развитию транспорта. "Продолжим работу по развитию глобального транспортного коридора, включающего Северный морской путь, который будет действовать бесперебойно и круглогодично", - заявил президент. Цель - существенно нарастить объем перевозок, до 80 млн тонн к 2025 году. По итогам прошлого года он достиг 20 млн тонн - втрое выше советского рекорда. К 2035 году арктический флот будет насчитывать не менее 13 тяжелых линейных ледоколов, в том числе 9 атомных.

Власти намерены поддержать инвесторов, в том числе и мерами, успешно апробированными в рамках программ развития дальневосточных регионов. Есть поручение разработать проект специального закона об особой системе преференций для инвесторов Арктической зоны, и президент попросил, чтобы в осеннюю сессию он уже был принят. "Считаю логичным распространить на Арктику и работу институтов развития Дальнего Востока", - заявил он.

"Арктика ставит перед нами колоссальные вызовы, и ответить на них мы можем эффективно только вместе", - отметил президент. "Уверен, что наш конструктивный диалог послужит целям укрепления доверия в Арктическом регионе, а значит, мирному и устойчивому развитию Арктики", - подчеркнул он.

Впервые за долгое время вы встречаетесь с лидерами Скандинавских стран, заметил модератор, американский журналист. "Возможно, что плохие отношения, которые были у России с Европейским союзом за последние несколько лет, теперь улучшаются, начинается "оттепель"?" - спросил он. "В Арктике оттепель, это правда, причем изменения температуры идут более быстрыми темпами, чем в целом на планете, - констатировал Путин. - В четыре раза". "Что касается политических отношений, то это, безусловно, позитивный процесс", - заметил он. "Хотя я же сказал, что мы не прерывали контактов по арктической тематике... Арктическая тематика помогает нам понять необходимость сотрудничества и решения общих задач", - заключил он.

"Конфронтация, вражда сейчас на подъеме, - заметил президент Финляндии Саули Ниинисте. - В качестве лекарства говорим о важности диалога - это средство сокращения напряженности и восстановления доверия. Но слишком часто на этом все и кончается, мы просто говорим о диалоге, вместо того чтобы вести диалог. Трудно вести диалог, если вы не встречаетесь с вашими визави". "Диалог - это ключ, - считает Ниинисте. - Снижать напряженность, управлять рисками, возвращать доверие - это может сработать, только если мы будем говорить друг с другом".

Исландский лидер Гудни Йоханнессон, оказывается, учил русский язык и даже неплохо говорит на нем. "Могу и хочу сказать, нет ничего дороже на этой земле, чем настоящая дружба", - сказал он. "Нужно больше диалога, больше сотрудничества, - считает и норвежский премьер Эрна Сульберг. - Норвегия и Россия - соседи, и мы всегда успешно сотрудничали и разделяли интересы на севере". На вопрос модератора, почему она приехала только сейчас, Сульберг улыбнулась: "Ну, меня только сейчас пригласили. Если серьезно - то, полагаю, что эта дискуссия важна как никогда. Именно эти вопросы объединяют страны".

Арктика ставит перед нами колоссальные вызовы, и ответить на них мы можем эффективно только вместе

"Сюда мы приехали для сотрудничества, для дискуссии. Россия - очень важная страна... у нас очень много общих интересов", - согласился премьер-министр Швеции Стефан Левен. Он процитировал Пушкина про Санкт-Петербург: "Отсель грозить мы будем шведу". В ответ Путин сказал, что спорт объединяет страны, и предложил шведам принять участие в играх Континентальной хоккейной лиги, вспомнив строчки: "Ура! Мы ломим, гнутся шведы".

Хотя форум и арктический, ожидаемо речь зашла о санкциях, Крыме и отношениях России с США. "Санкции вредят, но не могут остановить процесс освоения Арктики", - подчеркнул Путин и напомнил, что первая отгрузка с "Ямал-СПГ" пошла в США - "смешно, но факт". И торговля продолжается. "Потому что там, где выгодно нашим американским друзьям, они все реализуют, - сказал Путин. - Если невыгодно, значит, они что-то там закручивают". "На интересы других стран они как-то не очень последнее время обращают внимание", - добавил он.

Санкционное давление России мешает, но не критически, и даже подталкивает развивать собственные технологии. Еще президент напомнил, что рестрикции должны быть санкционированы СБ ООН - иначе они незаконные. "Почему-то никто не вводит санкции за вмешательство во внутренние дела других стран, за дезорганизацию внутриполитической жизни, за раскачку государств. Никто не вводит санкции против тех, кто доводит до такого состояния, когда другие страны вынуждены принимать определенные меры для защиты своих интересов", - также заметил он.

Комментируя выводы комиссии Мюллера о связях Дональда Трампа с Россией, Путин заметил, что "охота на ведьм" была черной страницей в американской истории. "Не хотелось бы, чтобы она когда-нибудь повторилась", - сказал он и напомнил, что в Москве сразу говорили, что Россия не вмешивалась в выборы в США и не было никакого сговора с Трампом. "Это полный бред, рассчитанный исключительно на внутреннюю аудиторию и используемый во внутриполитической борьбе в самих США", - добавил президент. "Поэтому то, что она (комиссия. - Прим. "РГ") закончит так - гора родила мышь, что называется, - это было для нас понятным и заранее", - заметил он. Еще Путин сказал, что Москва будет рада, если будет возобновлен равноправный диалог между США и Россией, в том числе по разоруженческой проблематике.

Прозвучала и тема Крыма. На это президент ответил, что полуостров не относится к Арктической зоне. Тем не менее сравнил: "Нам бы очень не хотелось, чтобы в результате не предпринятых своевременно мер... нашего преступного бездействия Арктика превратилась в какое-то подобие Крыма, а Крым превратился бы в пустыню". Главные угрозы в Арктике - экологические. "Мишек жалко", - сказал он.

Главный груз Арктики

Текст: Елена Березина (Санкт-Петербург)
Ключевым арктическим проектом станет Северный морской путь, а главным грузом, который по нему пойдет, будет сжиженный природный газ (СПГ). Чтобы воплотить эти планы в реальность, власти возьмут за основу механизмы, уже апробированные на Дальнем Востоке. Таковы главные новости первого дня V Международного арктического форума "Арктика - территория диалога", который открылся во вторник в Санкт-Петербурге.

- Арктика - это прежде всего развитие Северного морского пути как центрального проекта, - заявил вице-премьер Максим Акимов, выступая на форуме. - Мы давно перешагнули советскую отметку в 6 миллионов тонн по СМП, вышли на 20 миллионов тонн, выйдем и на 80. Мы решим поставленную в указе президента задачу и будем двигаться дальше. Именно поэтому мы сейчас работаем над планом по развитию инфраструктуры до 2035 года. Мы видим СМП прежде всего как современный мультимодальный цифровой логистический коридор.

По словам Максима Акимова, внимание правительства сейчас "сосредоточено на создании благоприятных условий для развития грузовой базы, и это не только СПГ, хотя это наш основной проект на сегодня", уточнил вице-премьер. Так, Россия планирует нарастить производство сжиженного природного газа к 2025 году до 73 миллионов тонн в год, а еще через десятилетие - к 2035 году - минэнерго рассчитывает, что Россия будет производить 100-140 миллионов тонн СПГ в год. Об этом на форуме сообщил министр энергетики Александр Новак.

Он напомнил, что если еще десять лет назад странами-экспортерами СПГ являлись лишь 7-8 стран, и столько же государств были его потребителями, то в 2018 году таких стран было 40, а сегодня их уже 42.

- У России есть окно возможностей для наращивания доли российского сжиженного природного газа. В настоящее время проектируется и вводится в эксплуатацию большое количество заводов, но при этом спрос будет расти. По нашим оценкам, дальнейший дополнительный спрос составит от 300 до 350 миллионов тонн в период до 2035 года, - сказал Новак. - Мы видим, что мы могли бы до 30-40 процентов этой ниши занять. Мы нацеливаемся в рамках нашей энергетической стратегии в период до 2035 года на такие показатели, как 100-140 миллионов тонн.

По Севморпути поплывут и другие грузы. Как напомнил Максим Акимов, есть еще "Ямал Уголь", проекты "Газпрома", "Роснефти" и других компаний. По словам генерального директора "Росатома" Алексея Лихачева, к 2024 году грузооборот Севморпути достигнет 92,6 миллиона тонн. Из них на газ придется 41 миллион тонн, на уголь - 23 миллиона тонн, на нефть - 14,1 миллиона тонн, на железнодорожные грузы для морского экспорта - 8 миллионов тонн и т.д. По крайней мере, такие целевые показатели ставит себе госкорпорация в рамках развития инфраструктуры этой транспортной артерии. Он подчеркнул, что начиная с 2020 года флотилия ледоколов будет ежегодно пополняться, а к 2030 году она обеспечит круглогодичное использование Северного морского пути.

"Важно, чтобы любая доставка углеводородного сырья проходила в сроки, независимо от погодных условий, - отметил министр природных ресурсов и экологии Дмитрий Кобылкин. - Речь не только о СПГ, а о всех проектах, которые реализуются в Арктике. Это наши новые будущие горизонты. И через Северный Ледовитый океан мы рано или поздно сомкнем два рынка - европейский и азиатский на круглогодичную поставку. У нас нет другого океана, и мы по большому счету в тех геополитических турбулентных условиях, в которых сегодня находимся, вынуждены идти на морские перевозки, потому что они более подвижны".

Предложения по господдержке инвестиционных проектов будут готовы через две недели

До 1 сентября правительство должно обеспечить заключение долгосрочных юридически обязывающих соглашений с грузоотправителями по объемам и стоимости перевозки грузов по Севморпути. Такое поручение кабмину ранее дал президент. А до 1 июля министерство по развитию Дальнего Востока и Арктики должно представить законопроект о мерах государственной поддержки арктических проектов.

Министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Александр Козлов рассказал, что действие дальневосточных институтов развития (Корпорации по развитию Дальнего Востока, Агентства по привлечению инвестиций и поддержке экспорта и других) будет распространено и на Арктическую зону. В первую очередь это должно поспособствовать загрузке Севморпути.

- Будем реализовывать также проекты Северного морского пути. Для этого мы распространим действие таких наших институтов развития на арктические направления и совместно с коллегами будем синхронизировать строительство ледоколов, грузовых судов, портовой инфраструктуры со сроками реализации инвестиционных проектов, - заявил Александр Козлов. - Вся инфраструктура должна появляться раньше, чем запускается новое производство, с учетом ответственности инвесторов. Инфраструктура - это ответственность государства.

В кулуарах форума генеральный директор Фонда развития Дальнего Востока (ФРДВ) Алексей Чекунков сообщил "РГ", что сегодня в Арктической зоне уже реализуется либо запланировано к реализации 119 проектов с общим объемом почти в 10 триллионов рублей в таких отраслях, как добыча, переработка и логистика углеводородов, твердых полезных ископаемых, рыбы.

На госкомиссии по вопросам развития Арктики, которая прошла на форуме,

обсуждались два блока вопросов. Первый касался системы преференций для развития инвестиционных проектов в Арктической зоне. Мы предложили на рассмотрение членов госкомиссии два проекта, - рассказал вице-премьер, полпред президента в ДФО Юрий Трутнев. - Первый связан с предоставлением преференций на временной период от 10 до 15 лет в зависимости от величины инвестпроекта и предусматривает нулевые ставки платежей по налогу на прибыль, имущество, землю, налог на добычу полезных ископаемых. Второй предусматривает сниженные ставки, например, 7 процентов от 20 возможных по налогу на прибыль и примерно такие же - в две трети величины налога - скидки по остальным налогам, но зато на весь срок действия проекта".

Бизнесу второй вариант нравится больше, сказал вице-премьер и добавил, что "он лучше и для регионов, потому что дает возможность получать средства в бюджет уже с самого начала реализации инвестпроекта". Никаких отдельных территорий опережающего развития в Арктике создаваться не будет. Окончательные предложения будут подготовлены и представлены в правительство через две недели, резюмировал вице-премьер.

Арктика 2019 Власть Работа власти Внешняя политика Президент Филиалы РГ Северо-Запад СЗФО Санкт-Петербург Арктика: битва за ресурсы Санкции и антисанкции