09.04.2019 20:46
    Поделиться

    Самый чистый город Финляндии поделится разработками с Петербургом

    Город Лахти полностью откажется от каменного угля - предпусковые испытания котельной, работающей на биотопливе и топливе вторичного происхождения, уже начались, а осенью ее запустят в эксплуатацию. Корреспондент "РГ" узнала, как ближайший сосед Санкт-Петербурга превратился в экологического пионера Финляндии и какими приемами готов поделиться с Северной столицей.
    Алексей Стригин/Анна Дурова/РГ

    "Зеленая столица Европы - 2021" - так называется конкурс, заявку на участие в котором подал Лахти. Если все сложится, уже будущим летом почетное звание отойдет именно ему - в соревновании представитель Финляндии участвует уже в третий раз и теперь точно намерен обойти всех восьмерых соперников и добиться победы. И, надо сказать, оснований для столь боевого настроя немало.

    Взять, к примеру, озеро Весиярви. Еще три десятилетия назад из-за постоянных сбросов оно было очень загрязнено, а теперь местные жители без страха в нем купаются и ловят рыбу. Очистка водоема - проект уникальный в мировом масштабе, так как делалось это с помощью специальных биологических технологий, подчеркивают представители города. В течение десяти лет разросшиеся водоросли в буквальном смысле планомерно скашивали, а плотву, которая повышала нагрузку на водоем, отлавливали. Регулировать популяцию рыбы продолжают и сейчас, причем "лишним" обитателям нашли прекрасное применение: улов превращается в консервы, которые можно найти на прилавках магазинов.

    Самый высокий показатель в Европе у Лахти и по части переработки отходов - 94 процента мусора здесь переходит на следующий этап и становится энергией. Так будет работать и новая городская котельная. Закупать каменный уголь город уже перестал, теперь основа тепла - отходы. В том числе вездесущий пластик, который финны научились сжигать без какого-либо контакта с окружающей средой, а также побочная продукция деревообрабатывающей промышленности. В ход, например, пойдут щепа и опилки. Но даже на этом рано ставить точку. Золу от сжигания будут возвращать в леса в качестве удобрения. Это так называемая модель экономики замкнутого цикла, переход Лахти к которой вызывает сейчас международный интерес.

    - Уникальным примером циркуляционной экономики можно назвать объект "Куяла". Раньше это была просто огромная свалка, а теперь - центр по переработке отходов с использованием передовых технологий. Здесь сложился настоящий промышленный симбиоз, и предприятия извлекают взаимную выгоду из отходов производства и технологий, - рассказывает представитель Агентства регионального развития Лахти Ladec Пяйви Леппянен.

    Финский опыт по переработке 94 процентов мусора вполне применим и в России

    По ее словам, передовой опыт уже вылился в множество коммерчески перспективных проектов, участники которых заинтересованы в повышении степени утилизации мусора и уменьшении ущерба окружающей среде.

    Что же касается новой биокотельной, то она позволит серьезно снизить выбросы вредных веществ в атмосферу и водную среду. Конденсат, который установка будет сбрасывать в Весиярви, по степени чистоты превосходит питьевую воду. Процесс его очистки в 2017 году стал одним из лучших проектов в области энергетических технологий Финляндии. Кстати, сырье для выработки энергии планируют закупать и у соседних регионов. Вполне возможно, это станет одним из способов избавления от мусора и для Северной столицы.

    А вот RAINMAN - совместная инициатива Финляндии и России. Ее задача - решение "водных" проблем, возникающих в связи с городской застройкой и изменениями климата. Несмотря на то что сложности у Лахти и Петербурга разные, решения проект способен разработать для обоих городов. И если финны больше озабочены охраной и чистотой грунтовых вод, то у российского соседа в приоритете обработка дождевых и талых таким образом, чтобы избежать переполнения канализационной сети.

    - Изменение климата - большая беда. Дождь шел и будет идти всегда, но в последние годы он стал очень интенсивным. То есть дожди идут чаще и к тому же приносят гораздо больше воды за раз. В Петербурге вся она отправляется в общую канализацию, которая не справляется и оказывается переполнена. В Лахти уже проведен огромный объем работ в этой сфере, поэтому сотрудничество принесет большую пользу, - уверен представитель Агентства регионального развития Лахти Ladec Салем Банафа.

    Проект, стартовавший в январе этого года, продлится до 2020-го. За это время в Петербурге выберут пилотный район, для которого будет разработана гидравлическая модель, позволяющая выявить городские территории, наиболее подверженные риску подтопления осадками при изменении климата. Особое внимание будут уделять районам с новостройками, так как в Финляндии при строительстве нового района всегда рассчитывают вероятность длительных проливных дождей.

    Продолжится и совместная образовательная программа для детей. В 2019 году Петербург и Лахти обменяются школьниками для улучшения их экологического воспитания.

    В качестве наглядного примера представители города рассказали о простой разработке, которая наглядно показала ребятам, как расходуется вода: это своего рода пластинка с отверстиями, которую можно прикрепить на кран, чтобы измерить ее расход. После таких экспериментов младшее поколение относится к ресурсам бережнее, уверены финны.

    - Наша сильная сторона в том, что, являясь небольшим городом с населением 100 тысяч человек, мы можем предлагать конкретные решения для городов-миллионников, таких как Санкт-Петербург, - подчеркивает руководитель отдела коммуникаций Лахти Хейни Мойсио.

    Тем временем

    В Лахти пытаются внедрить экологичные принципы и в повседневность. С раздельным сбором мусора здесь разобрались давно (в каждой семье используется по семь контейнеров для разных видов отходов) и пошли еще дальше - разработали специальное приложение для перехода на углеродно-нейтральный стиль жизни.

    Суть программы в том, что она отслеживает перемещения пользователя и определяет, как он двигается - на личном авто, на общественном транспорте, на велосипеде, пешком и так далее. Затем рассчитывает, сколько вредных выбросов при этом было выделено или не выделено, и если передвижение было экологичным - дает бонусы. Например, если вы пришли на хоккейный матч или концерт пешком, вас ждет скидка на входной билет. Уже в мае приложение будет запущено в тестовом режиме.

    Поделиться