По словам Александра Гончарова, начальника отдела управления ЖКХ горадминистрации, советы МКД стали активнее участвовать в системе управления и более компетентно справляться с коммунальными напастями. Во многом этому помогают школы председателей советов многоквартирных домов, действующие на Урале с 2012 года, а также "Школа грамотного потребителя".
- Однажды я поняла, что не смогу ничего потребовать от управляющей компании без знания законодательства. Тогда я села изучать законы, хотя работаю режиссером, и научилась отстаивать свои права. Мое обучение проходило в одной из УК в течение трех месяцев, - делится Галина Хорошавина, председатель регионального общественного совета партийного проекта "Школа грамотного потребителя". - Так мне удалось убедить коммунальщиков отремонтировать двор, а затем и свой дом 1963 года постройки.
Галина добавляет: с УК можно договориться только по закону. Но достаточно ли правовой грамотности, чтобы решить проблему? Большинство жильцов страдает от обыкновенной халатности подрядчиков, например клининговых организаций. Уборка подъездов уже включена в квартплату, значит, ответственность за качество услуги несет УК. Она распределяет деньги на содержание общедомового имущества.
- В какой-то момент наша клининговая компания отказалась от работы в сфере ЖКХ - установленные цены не позволяли нам качественно выполнять свои обязанности. Мы посчитали, что на уборку придомовой территории выделяют примерно 2099 рублей, а подъездов - 1606 рублей в месяц, - говорит предприниматель Алиса Локшина, председатель комиссии по клининговой деятельности и обращению с отходами производства и потребления свердловского отделения "Опоры России".
По словам эксперта, стоимость уборки пятиэтажного дома с четырьмя подъездами - около 34 тысяч рублей в месяц: сюда входят зарплата уборщикам, налоги, накладные расходы и прибыль. Жители рассказывают, что эта услуга обходится им ежемесячно в 20 тысяч. Но они готовы платить больше, если улучшится качество работ.
- Люди очень пассивные. Мы заехали в квартиру 11 лет назад, помню, сами мыли полы, украшали подъезды. Сейчас никто ничего не хочет делать, - считает член совета дома Елена Лебедкина. - С УК отношения тоже складываются непросто, но мы пытаемся изменить ситуацию. В течение четырех лет добивались проведения косметического ремонта. Сложность в том, что в доме более 400 квартир, с каждым собственником пришлось согласовывать смету.
Председатель совета МКД Валерий Шишло поддерживает Елену: договариваться с жильцами - кропотливый труд. К примеру, он долго убеждал их в необходимости установки индивидуальных приборов учета воды и электроэнергии. Если в 2011 году счетчики на воду были в трети, а электричества - в половине квартир, то сейчас ими оборудованы все жилые помещения.
Правда, далеко не все жители поступают честно. Ставит человек, допустим, новый счетчик и неправильно его программирует: дневной тариф на электроэнергию действует только три часа, - утверждает Валерий, восемь лет возглавляющий совет дома. - Поэтому я обычно прошу у управляющей компании документы, подтверждающие расходы ресурсов в каждой квартире, и анализирую их.
К сожалению, подобные неприятные истории далеко не редкость. Например, жилец заявил, что израсходовал за месяц всего киловатт электроэнергии, хотя известно, что холодильник за то же время потребляет от 30 до 40 киловатт. Собственники часто перекладывают вину за коммунальные беды на УК, хотя сами уходят от ответственности. Поэтому для советов МКД очень важно наладить конструктивный диалог не только с управляющей компанией, но и с хозяевами квартир: от них самих во многом зависит, насколько комфортной будет жизнь в доме.