- Арктика - это прежде всего развитие Северного морского пути как центрального проекта, - заявил вице-премьер Максим Акимов, выступая на форуме. - Мы давно перешагнули советскую отметку в 6 миллионов тонн по СМП, вышли на 20 миллионов тонн, выйдем и на 80. Мы решим поставленную в указе президента задачу и будем двигаться дальше. Именно поэтому мы сейчас работаем над планом по развитию инфраструктуры до 2035 года. Мы видим СМП прежде всего как современный мультимодальный цифровой логистический коридор.
По словам Максима Акимова, внимание правительства сейчас "сосредоточено на создании благоприятных условий для развития грузовой базы, и это не только СПГ, хотя это наш основной проект на сегодня", уточнил вице-премьер. Так, Россия планирует нарастить производство сжиженного природного газа к 2025 году до 73 миллионов тонн в год, а еще через десятилетие - к 2035 году - минэнерго рассчитывает, что Россия будет производить 100-140 миллионов тонн СПГ в год. Об этом на форуме сообщил министр энергетики Александр Новак.
Он напомнил, что если еще десять лет назад странами-экспортерами СПГ являлись лишь 7-8 стран, и столько же государств были его потребителями, то в 2018 году таких стран было 40, а сегодня их уже 42.
- У России есть окно возможностей для наращивания доли российского сжиженного природного газа. В настоящее время проектируется и вводится в эксплуатацию большое количество заводов, но при этом спрос будет расти. По нашим оценкам, дальнейший дополнительный спрос составит от 300 до 350 миллионов тонн в период до 2035 года, - сказал Новак. - Мы видим, что мы могли бы до 30-40 процентов этой ниши занять. Мы нацеливаемся в рамках нашей энергетической стратегии в период до 2035 года на такие показатели, как 100-140 миллионов тонн.
По Севморпути поплывут и другие грузы. Как напомнил Максим Акимов, есть еще "Ямал Уголь", проекты "Газпрома", "Роснефти" и других компаний. По словам генерального директора "Росатома" Алексея Лихачева, к 2024 году грузооборот Севморпути достигнет 92,6 миллиона тонн. Из них на газ придется 41 миллион тонн, на уголь - 23 миллиона тонн, на нефть - 14,1 миллиона тонн, на железнодорожные грузы для морского экспорта - 8 миллионов тонн и т.д. По крайней мере, такие целевые показатели ставит себе госкорпорация в рамках развития инфраструктуры этой транспортной артерии. Он подчеркнул, что начиная с 2020 года флотилия ледоколов будет ежегодно пополняться, а к 2030 году она обеспечит круглогодичное использование Северного морского пути.
"Важно, чтобы любая доставка углеводородного сырья проходила в сроки, независимо от погодных условий, - отметил министр природных ресурсов и экологии Дмитрий Кобылкин. - Речь не только о СПГ, а о всех проектах, которые реализуются в Арктике. Это наши новые будущие горизонты. И через Северный Ледовитый океан мы рано или поздно сомкнем два рынка - европейский и азиатский на круглогодичную поставку. У нас нет другого океана, и мы по большому счету в тех геополитических турбулентных условиях, в которых сегодня находимся, вынуждены идти на морские перевозки, потому что они более подвижны".
До 1 сентября правительство должно обеспечить заключение долгосрочных юридически обязывающих соглашений с грузоотправителями по объемам и стоимости перевозки грузов по Севморпути. Такое поручение кабмину ранее дал президент. А до 1 июля министерство по развитию Дальнего Востока и Арктики должно представить законопроект о мерах государственной поддержки арктических проектов.
Министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Александр Козлов рассказал, что действие дальневосточных институтов развития (Корпорации по развитию Дальнего Востока, Агентства по привлечению инвестиций и поддержке экспорта и других) будет распространено и на Арктическую зону. В первую очередь это должно поспособствовать загрузке Севморпути.
- Будем реализовывать также проекты Северного морского пути. Для этого мы распространим действие таких наших институтов развития на арктические направления и совместно с коллегами будем синхронизировать строительство ледоколов, грузовых судов, портовой инфраструктуры со сроками реализации инвестиционных проектов, - заявил Александр Козлов. - Вся инфраструктура должна появляться раньше, чем запускается новое производство, с учетом ответственности инвесторов. Инфраструктура - это ответственность государства.
В кулуарах форума генеральный директор Фонда развития Дальнего Востока (ФРДВ) Алексей Чекунков сообщил "РГ", что сегодня в Арктической зоне уже реализуется либо запланировано к реализации 119 проектов с общим объемом почти в 10 триллионов рублей в таких отраслях, как добыча, переработка и логистика углеводородов, твердых полезных ископаемых, рыбы.
На госкомиссии по вопросам развития Арктики, которая прошла на форуме,
обсуждались два блока вопросов. Первый касался системы преференций для развития инвестиционных проектов в Арктической зоне. Мы предложили на рассмотрение членов госкомиссии два проекта, - рассказал вице-премьер, полпред президента в ДФО Юрий Трутнев. - Первый связан с предоставлением преференций на временной период от 10 до 15 лет в зависимости от величины инвестпроекта и предусматривает нулевые ставки платежей по налогу на прибыль, имущество, землю, налог на добычу полезных ископаемых. Второй предусматривает сниженные ставки, например, 7 процентов от 20 возможных по налогу на прибыль и примерно такие же - в две трети величины налога - скидки по остальным налогам, но зато на весь срок действия проекта".
Бизнесу второй вариант нравится больше, сказал вице-премьер и добавил, что "он лучше и для регионов, потому что дает возможность получать средства в бюджет уже с самого начала реализации инвестпроекта". Никаких отдельных территорий опережающего развития в Арктике создаваться не будет. Окончательные предложения будут подготовлены и представлены в правительство через две недели, резюмировал вице-премьер.