Кстати, первыми тревогу забили финансовые аналитики из Банка Латвии. Именно, по их прогнозам, "демографического цунами" следует ожидать уже в ближайшие сорок лет. Если в следующем году на сто работающих приходится 37 пенсионеров, то в 2060 году на ту же сотню их будет, скорее всего, около 70, то есть почти в два раза больше, огорчаются местные издания.
Выход - в таком случае - для банкиров очевиден: в очередной раз повысить пенсионный возраст. Сейчас, как известно, в рамках национальной реформы, возраст выхода на пенсию постепенно повышается к 65 годам.
"Определенно, 65 лет - еще не предел. Необходимо будет возраст немного повысить, до каких-нибудь 67-70 лет, в зависимости от того, какова будет ожидаемая продолжительность жизни. Важно правильно увязать эти вещи: если люди живут дольше, пенсионный возраст автоматически меняется", - с уверенностью за правоту своей логики утверждает эксперт по монетарной политике Банка Латвии Улдис Руткасте.
И чтобы не оказаться "беловой вороной" среди финансовой элиты страны, сослался на ближайших соседей по региону. Он напомнил, что, к примеру, в Финляндии и Нидерландах, возраст выхода на пенсию уже привязан к ожидаемой продолжительности жизни.
А вот по мнению министерства благосостояния, будировать этот чересчур болезненный для стремительно сокращающегося населения Латвии вопрос, преждевременно. В этом уверена и заместительница госсекретаря министерства Яна Муйжниеце. "Но что-то все-таки может измениться", - с ноткой лукавства дополняет она. Сейчас каждый третий работник не платит социальный налог даже в тех объемах, которые установлены для минимальной заработной платы. Речь идет не о безработных, а о тех сотрудниках, которые получают налоговые льготы.
Ранее местная газета "Сегодня" цитировала слова Руткасте о том, что в данный момент по сравнению с зарплатой до уплаты налогов пенсия составляет около 40%. "В будущем этот объем пенсии будет значительно ниже", - подтвердила Муйжниеце.
"Значительно ниже - это сколько?", - задается вопросом обыватель. По словам представителя Банка Латвии, это 24 процентов от зарплаты. Такого уровня пенсии могут быть, по мнению Руткасте, уже в ближайшие тридцать лет.