Переход на железнодорожный тариф ЕАЭС в Киргизии пройдет поэтапно

Министерство сельского хозяйства, пищевой промышленности и мелиорации Киргизии предлагает осуществлять переход на унифицированный железнодорожный тариф ЕАЭС в стране поэтапно в течение следующих трех лет. Таким образом в ведомстве намерены защитить республиканских производителей сахара от повышения стоимости перевозок свеклы с периферийных приемных пунктов на предприятия.

Выступить с подобной инициативой минсельхоз заставила неблагоприятная ситуация, сложившаяся в 2017-2018 годах в сахарной отрасли КР. По данным министерства, оптовые цены на местную сладкую продукцию из-за перепроизводства в других странах-импортерах упали ниже уровня себестоимости.

- Это привело к тому, что сахзаводы "Каинды-Кант" и "Кошой" были вынуждены принять меры для обеспечения конкурентоспособности - провести оптимизацию расходов и приостановить дальнейшую модернизацию, - отметили в минсельхозе.

Между тем республика в рамках ЕАЭС обязана повысить тарифы на внутренние железнодорожные перевозки. Это приведет к серьезному увеличению расходов предприятий на доставку сахарной свеклы. К примеру, стоимость транспортировки 50 тонн сельхозпродукции с Кеминского свеклоприемного пункта до завода "Каинды-Кант" вырастет в три раза - от 9,4 до 29,5 тысячи сомов, а с Беловодского - от 2,1 до 21,6 тысячи.

В результате финансовая нагрузка на заводы увеличится более чем на 100 миллионов сомов.

- Это сделает перевозку сахарной свеклы по железной дороге экономически нецелесообразной и критичной для перерабатывающих предприятий, что может привести к деградации сахарной отрасли и, соответственно, к невозможности исполнения ими обязательств как перед фермерами, так и перед другими контрагентами-поставщиками, а также финансовыми учреждениями, в том числе перед Российско-Киргизским фондом развития, - сообщили в ведомстве.

В том случае, если так и произойдет, под угрозой окажутся меры, направленные на поддержку переработчиков сахарной свеклы. Благодаря этому в течение последних лет площадь посевов сахарной свеклы в КР выросла более чем в 2,5, валовый сбор урожая - в четыре, объемы производства сахара - в два раза.

Избежать этого, как надеются в минсельхозе, поможет поэтапный переход на новый железнодорожный тариф. Предлагается за перевозку урожая 2019 и 2020 годов платить по тарифам 2016-го, а стоимость доставки свеклы, собранной в 2021 году, увеличить в два раза. Транспортировка в 2022-м пройдет уже по унифицированному тарифу ЕАЭС.

Кстати

По словам заместителя министра финансов РФ Сергея Сторчака, восстановить сахарную промышленность республике помог Российско-Киргизский фонд развития (РКФР). "Сегодня Киргизия перестала импортировать сладкий продукт, полностью обеспечила потребности в нем и даже стала его экспортировать. Заработали заводы, у которых отличные перспективы, связанные с освоением внешних рынков. Возможно, киргизский сахар будут экспортировать в Сибирь и на Дальний Восток", - сказал Сергей Сторчак, являющийся также главой Совета РКФР.