Петербургская балерина провела мастер-классы в столице Киргизии

Любовь Борисенко
Бишкек впервые посетила петербургская балерина, а ныне педагог Академии русского балета имени Агриппины Вагановой Татьяна Черкашина. Именитая гостья провела серию мастер-классов для учащихся Бишкекского хореографического училища имени Чолпонбека Базарбаева, а также вместе с киргизскими коллегами обсудила планы дальнейшего сотрудничества.

Татьяна Черкашина провела в столице Киргизии всего три дня, и чтобы побеседовать с ней, пришлось ехать на репетицию в хореографическое училище. Шестой танцевальный зал, где проходили мастер-классы, был практически до отказа заполнен учащимися и преподавателями. Пока одни юные танцоры репетировали с российским педагогом, другие ждали своей очереди и что-то записывали в тетрадках.

- Ваш приезд - разовая акция или начало продолжительного сотрудничества?

Татьяна Черкашина: Я приехала по личному приглашению директора бишкекского училища Джамили Туляевой. Мы с ней знакомы очень давно: вместе учились в академии, только на параллельных курсах, и выпускались в один год. Она попросила меня провести семинары по классическому танцу для учащихся младших классов. Я с радостью откликнулась на ее просьбу.

Должна сказать, что академия русского балета имени Вагановой - это уникальное учебное заведение, если не единственное в мире, где создана система Агриппины Яковлевны Вагановой, на которой строится классический балет во всем мире. Мы же, если можно так сказать, являемся хранителями этой методики и, конечно же, делимся опытом. Кстати, Николай Максимович Цискаридзе, когда узнал о приглашении из Бишкека, очень позитивно к этому отнесся.

В Киргизии я впервые. На меня произвели сильное впечатление горы. Снежные вершины на фоне голубого неба - завораживающее зрелище. К сожалению, у нас насыщенный график, и многое посмотреть не удалось, но надеюсь, что приеду в республику снова.

- Рассматривалась ли возможность дальнейшего обучения наиболее талантливых молодых танцоров в вашей академии?

Татьяна Черкашина: Должна сказать, что у нас учатся ребята из Киргизии. Они занимаются как по классу классического танца, так и на хореографическом, а также концертмейстерском отделениях. Такая практика сложилась давно, и мы с удовольствием принимаем одаренных ребят. Нас с Бишкекским хореографическим училищем связывает очень многое.

В свое время именно в академии имени Вагановой обучались такие известные танцоры и народные артисты СССР, как Айсулу Токомбаева, Бюбюсара Бейшеналива, Рейна Чокоева и другие, которые затем исполняли ведущие балетные партии на сценах знаменитых театров мира.

- В Киргизии вы провели несколько репетиций с юными танцорами. Можно ли уже сделать какие-то выводы об уровне их подготовки?

Татьяна Черкашина: Должна сказать, что меня порадовали учащиеся хореографического училища. Ребята очень дисциплинированные и на репетициях ловили каждое слово. Я вообще была приятно удивлена тем, насколько трепетно в республике относятся к балету. Но все же, как мне показалось, ощущается нехватка детей, которые по физическим данным подходят для классического танца. Поэтому у киргизских коллег есть проблема с отбором наиболее талантливых ребят, и на педагогах лежит большая ответственность при подготовке танцоров.

В России дела обстоят намного лучше. К нам в академию приезжают со всей страны, и у нас есть возможность отбирать учащихся более тщательно. И все же хочу отметить, что ребята в Киргизии очень сообразительные и у них есть большое желание заниматься балетом. На репетициях они очень старались, чтобы у них получалось именно так, как я просила. Так что у меня сложилось очень хорошее впечатление от ребят, от коллектива преподавателей, от училища и от страны в целом.

- Вам не показалась что киргизскому балету не хватает каких-то новых веяний?

Татьяна Черкашина: Думаю, именно с этим и связано приглашение Джамили Сатаровны и проведение такого рода мероприятия. Каждая балетная школа имеет свою изюминку. Между тем отклонение от правил в подготовке танцоров может сыграть пагубную роль. Единый уровень преподавания поддерживать необходимо, и я очень рада, что сейчас в бишкекском хореографическом училище этому уделяется большое внимание. В изучении движений классического танца нужно соблюдать своеобразный стандарт, но подход к каждому ученику должен оставаться индивидуальным. Ведь дети все разные, со своим характером, и педагог должен помочь ребенку раскрыть талант.

- Как вы полагаете, не навредит ли классическому танцу модерн, который вновь становится популярным, и возможно ли совмещение этих направлений?

Татьяна Черкашина: Думаю, что нет. Эти танцевальные направления могут существовать лишь параллельно. Другое дело - методика преподавания классики. Конечно же, программа меняется и совершенствуется. Кстати, я поделилась ею с киргизскими коллегами.

Сегодня мы стараемся ориентироваться на то, чтобы классический танец становился более сложным технически. Меняются внешние критерии балерины и танцовщика, повышаются требования к ним. Вы посмотрите на фотографии артистов балета 50-х годов ХХ века и сравните их с нашими современниками. Сейчас у исполнителей более высокий рост, больший подъем стопы, ее натяжение. Следовательно, изменились высота подъема ноги, гибкость артиста и балетный шаг. Также заменились более современными балетная обувь и костюмы. Все это надо учитывать при подготовке танцоров.

Ключевой вопрос

- В Киргизии есть немало постановок, где сочетаются элементы классического и национального танцев. Например, балеты "Чолпон", "Манкурт", "Материнское поле". На ваш взгляд, будет ли какие-то фрагменты из них интересны для российских балетмейстеров?

Татьяна Черкашина: Какие-то национальные элементы, полагаю, будут полезны для балетмейстеров и хореографов. Ведь что-то новое в спектаклях - это всегда красочно, ярко, добавляет новые ощущения. Что касается внесения изменений в программу подготовки в классическом танце, то, наверное, нет. Ведь именно классика - основа для любого балета, с каким бы национальным колоритом он ни был поставлен.

Кстати

Модерн - одно из направлений современной хореографии, зародившееся в конце XIX - начале XX веков в США и Германии и отвергающее традиционные балетные каноны. Однако отказаться полностью от классических балетных форм представителям модерна на практике не удалось.