Пензенский математик научила коммунальщиков экономить деньги

Девятиэтажку на проспекте 30-летия Победы в городе Заречном не спутать ни с одной другой, хотя строилась она по типовому проекту. Среди унылых соседей ее отличают расписные стены подъездов, художественные решетки на пластиковых окнах для безопасности детей и зеленые туи. Недавно в доме установили видеонаблюдение. На все эти блага жителям не пришлось скидываться, как это зачастую бывает. Работы провели за счет средств, сэкономленных на тарифе по обслуживанию жилого фонда. Почему одни дома разваливаются на глазах, теряя кирпичи из кладки, а другим хватает денег на жизнь с комфортом, разбиралась корреспондент "РГ".
Наталья Саванкова/РГ

Договор с подвохом

Тариф на обслуживание жилого фонда в Заречном для всех многоэтажек одинаковый - 18 рублей с квадратного метра. А вот договор с управляющей компанией у всех разный. Типовой умещается на двух-трех страницах, где в общем виде излагаются права и обязанности сторон. Он действителен для большинства многоэтажек, их жители мирятся с существующим положением дел, хотя устраивает оно далеко не всех.

- Меня тоже многое не устраивало в доме, где я проживаю с 2002 года. Так получилось, что все коммунальные проблемы, которые только можно представить, обрушились на наш подъезд. Я в специальных терминах и тем более технологиях не разбираюсь, но я учитель математики и считать умею, - говорит старшая по дому N 30 на проспекте 30-летия Победы Марина Мухина.

Это выборная должность, она не предполагает никакого финансового поощрения, все на добровольных началах. Старшая по дому признается, что хлопочет, чтобы было приятно переступать порог квартиры, а не бежать, закрыв глаза, на улицу, стараясь не смотреть по сторонам.

- Как только завершался отопительный сезон, у нас остывали полотенцесушители. Вроде бы мелочь, но неприятная. В ванной и без того сыро и холодно. Долго пришлось добиваться, чтобы устранили неисправность, но я увидела, что проблемы можно решать, - рассказывает Марина Мухина.

Затем возникла необходимость в установке пандуса. В городском социальном управлении помогать отказались, сославшись на то, что это дело собственников жилья. С калькулятором в руках они стали решать уравнение со многими неизвестными. Деньги нашлись из статьи расходов на обслуживание и содержание жилого фонда. Оказалось, что большинство работ, за которые жильцы платили деньги, и немалые, существовали только на бумаге, а фактически не проводились.

Перемены к лучшему

Многие и не подозревают, что сезонный обход дома с целью выявления изменений его технического состояния выливается в круглую сумму. Жители девятиэтажки в 216 квартир за год отдавали за эту сомнительную услугу около 100 тысяч рублей. Этих денег хватило бы, чтобы залатать дыры, а не просто смотреть на отваливающуюся штукатурку.

На собрании собственники решили сократить количество осмотров до минимума. Чтобы выявить новые строки экономии, заказали юридическую экспертизу, деньги на нее тоже не с неба упали. Как и во многих городах, в Заречном в лифтах размещаются рекламные щиты. Раньше договор с рекламной службой заключала УК, а теперь - напрямую жители, поскольку используется именно их имущество. Средства от размещения рекламы идут в фонд взаимопомощи дому. Это небольшие деньги, но и они очень выручают.

Юристы помогли жителям составить "правильный" договор с "управляйкой", который "распух" до 60 страниц убористого шрифта. А самое главное, что появился план работ на год вперед, который зависит от собираемости средств, в нем буквально пошагово расписано, что и когда делает управляющая компания.

По итогам предыдущего года путем такой работы отдельному дому удалось сэкономить несколько десятков тысяч рублей при общем бюджете текущего ремонта около 2,5 миллиона в год. Эти деньги перешли на новый год как дополнительный доход.

- Я вообще не сторонница агрессивных мер. Зачем настраивать против себя работников коммунальной службы? Но нужно строго контролировать их работу, - говорит Марина Мухина.

Каждый месяц представитель "управляйки" предоставляет акт выполненных работ. Подписывать его имеет право только старший либо член совета дома - это совещательный орган, который также помогает в управлении общим имуществом. Остальные жильцы им доверяют и ответственность на себя не берут. А значит, меньше вероятности, что кто-то подмахнет не глядя бумагу и деньги уйдут в никуда.

- На минувшей неделе нам принесли два акта, один из них я подписала, а другой не стала. В нем указано, что проведена очистка снега с козырьков балкона. На самом деле попасть туда можно только через окна в подъезде, но они все на замках. Факт проведения работ ничем не подтвержден, значит, оплачивать мы их не будем, - говорит Мухина.

В ее мечтах сделать так, чтобы во двор и даже в подвал можно было спускаться в домашних тапочках, не опасаясь их запылить. И она верит, что со временем так и будет.

Общественный контроль

Постепенно соседи Марины Мухиной тоже очнулись от затяжного сна и стали помогать в управлении домом. Нашелся строитель необходимой квалификации, который может оценить качество текущих работ. Есть дизайнер, которая предлагает уникальные решения, позволяющие сэкономить на материалах. Бабушки-пенсионерки взялись за благоустройство газонов и попали в городскую программу, которая поддерживает активистов рублем. Так во дворе появились красавицы туи. Даже скамейки на площадке поменяли на более удобные со спинкой, чтобы пожилым было комфортнее. При этом старые лавки не стали выбрасывать, а продали, это опять копеечка в общую копилку.

Не обошлось и без злопыхателей. По заявлению финансовую деятельность образцового дома проверила прокуратура, нарушений не выявила. Теперь к Марине Мухиной обращаются за консультацией жители соседних домов, просят поделиться опытом.

- Большинство собственников многоэтажных домов до сих пор не осознают себя полноправными хозяевами, особенно общедомового имущества. Они ждут, что кто-то придет и заставит управляющие компании работать в полную силу. Но такого не будет. Это бизнес, и он нуждается в постоянном контроле со стороны заказчика. В данном случае ими являются жильцы, - говорит член Общественной палаты Пензенской области адвокат Алексей Богородицкий.

Там, где нет общественного контроля, нарушений в жилищной сфере намного больше. По данным Госжилстройинспекции Пензенской области, каждую неделю проводится от 50 до 130 проверок по факту неисполнения своих обязанностей со стороны управляющих организаций. Жалобы касаются текущего ремонта кровли, подъездов, фасада, входных групп, уборки подъездов и подвалов. Только за прошлый год было проведено около пяти тысяч проверок, наложено штрафов свыше четырех миллионов рублей.

Компетентно

Мария Горбачева, руководитель Пензенского регионального центра "ЖКХ-контроль":

- Найти старшего по дому - большая проблема. Главная причина - никто не хочет взваливать на собственные плечи воз общих забот. И это понятно. Там, где муниципалитеты заинтересованы в создании общественного контроля в сфере ЖКХ, для активистов предусмотрены льготы, например, до 50 процентов компенсации за оплату коммунальных услуг или услуг связи. Получать денежное вознаграждение не разрешено законом. А вот стимулирующие льготы помогли бы сформировать недостающее звено в системе контроля ЖКХ.

Марат Гаджилов, директор управляющей компании из Заречного:

- Мне удобно работать с домами, где есть старший. Вести все коммуникации через одного человека проще и понятнее, чем объяснять каждому собственнику. Для этого и нужен уполномоченный принимать решения по дому. Он в свою очередь донесет необходимую информацию до каждого жильца. Что касается перспективных планов работы, поначалу было трудно. Спустя три года мы почувствовали отдачу. Все предельно прозрачно и честно. Сколько денег собрали и на что потратили. Больше нет вопросов, почему двадцать лет ничего не делали и куда ушли деньги. Это хороший инструмент по эффективному управлению жилым фондом.