В Петербурге появится сеть филиалов Музея блокады

Врио губернатора Санкт-Петербурга Александр Беглов поддержал идею директора Эрмитажа Михаила Пиотровского о создании филиалов Музея обороны и блокады Ленинграда.
Алексей Даничев/РИА Новости

Сеть филиалов

Суть проекта заключается в том, что центральный музей будет курировать множество других памятных мест, в которых планируется развернуть экспозиции, посвященные истории блокады. Таким образом, по мнению Михаила Пиотровского, будут "оживлены все места, где сохраняется память о блокаде".

Двумя неделями раньше эта тема прозвучала на встрече врио губернатора Александра Беглова с работниками хлебозавода "Каравай" на Херсонской улице. Его сотрудники высказали предложение об открытии мемориальной доски, увековечивающей память работников завода, которые во время Великой Отечественной войны выпекали здесь хлеб для горожан, в том числе - знаменитые "125 блокадных грамм с огнем и кровью пополам". Александр Беглов тогда высказал встречное предложение - об открытии на заводе музея, рассказывающего о его блокадных буднях.

По словам врио губернатора, подобные музеи, отражающие историю героизма ленинградцев, следовало бы создать на многих предприятиях и в организациях, работавших во время блокады и обеспечивавших жизнь в осажденном городе.

- Я - за, - сказала в беседе с корреспондентом "РГ" директор Музея обороны и блокады Ленинграда Елена Лезик. - Мне очень нравится эта идея, но вы же понимаете: от идеи до ее реализации достаточно большое расстояние. Сейчас я веду консультации с ветеранами, обсуждаем со специалистами все тонкости организации нового дела. Ведь создание филиальной сети требует основательной проработки с точки зрения формирования среды, финансирования, технического обслуживания филиалов, налаживания там экскурсионной, методической работы.

Главным Музеем обороны и блокады Ленинграда останется нынешний, работающий в Соляном переулке, сообщают в Смольном. Сейчас там ведется крупный ремонт, который должен завершиться к сентябрю. С предприятиями, которые пожелают открыть экспозиции, посвященные своей блокадной истории, подпишут соответствующие соглашения.

Заповедник памяти

Стоит отметить, что несколько месяцев назад Всемирный клуб петербуржцев предложил создать музей-заповедник, посвященный блокаде. По мнению инициаторов, в его состав могли бы войти два десятка объектов, хранящих память о трагических событиях. Среди таких зданий авторы проекта называли Левашовский хлебозавод, Блокадную подстанцию, дом-коммуну "Слеза социализма" на улице Рубинштейна, 7, где жила "блокадная мадонна" поэтесса Ольга Берггольц. Кстати, музей Ольги Берггольц в этом доме предлагают создать сами жители.

В городе около 200 мест, которые так или иначе отражают память о блокаде и обороне Ленинграда

Концептуальные предложения по устройству музеев в названных помещениях уже подготовили студенты кафедры музееведения философского факультета СПбГУ. В частности, на Левашовском хлебозаводе было предложено создать институт памяти, архив и библиотеку, а экспозицию разместить в бывшем здании котельной. Сохранившийся здесь сводчатый зал уникален по своей архитектуре, а сам завод был одним из тех предприятий, которые снабжали жителей блокадного города хлебом. Воссоздание его рецептуры, рассказы о том, как рекомендации специалистов-биологов помогали пережить голод, используя "подручные средства", - все это могло бы стать для посетителей такого музея очередным "местом силы".

Трамвай жизни

В Блокадной подстанции, которая передана Цирку на условиях частичной музеефикации, авторы проекта предлагают создать экспозицию, посвященную не только подвигу трамвайщиков, но и работе учреждений культуры в годы блокады.

Единственным видом городского транспорта, который работал в Ленинграде в годы войны, был трамвай. Трамваи в городе останавливались лишь на три месяца - с января до середины апреля 1942 года, когда подача электричества была прекращена. Тогда 52 поезда так и остались на улицах города на всю зиму. А ведь трамваи в то время были для города не только общественным транспортом: они под бомбежками доставляли раненых в госпитали, грузы на линию фронта. Город бросил все силы на то, чтобы весной 1942 года возобновить трамвайное движение.

Известный физик Лев Сена, принимавший участие в подготовке тяговых подстанций к пуску трамвая, вспоминал: "Электросварки у нас не было, да мы и не умели ею пользоваться. Разобрать трубы, нарезать новую резьбу у нас, дистрофиков, не хватило бы сил. Мы придумали необычный способ ''лечить раненые места''. На свои деньги покупали в аптеке резиновые бинты, которыми обычно бинтуют связки спортсмены, мазали трубу суриком, которого, к счастью, было достаточно, наматывали на это место бинт, снова мазали суриком, а сверху туго заматывали так называемой прочной киперной лентой. Сверху - снова суриком. Этот способ лечения себя полностью оправдал... Так было восстановлено водяное охлаждение на большинстве подстанций: Клинской, Центральной, Некрасовской, Лесной и других...". Говорят, что много лет спустя, в 1980-е годы, когда на многих подстанциях меняли трубы водоснабжения, слесари очень были удивлены странными "заплатами на трубах", которые простояли более сорока лет.

Спектакль под обстрелом

Это удивительно, но культурная столица умудрялась оставаться таковой и в годы войны. Так, 18 октября 1942 года, в самое суровое время блокады, спектаклем по пьесе Константина Симонова "Русские люди" в Ленинграде открылся новый театр - "Городской", труппу которого составили артисты Радиокомитета и Театра драмы имени Пушкина (нынешней Александринки). Позже труппа пополнилась актерами ТЮЗа и агитвзвода Дома Красной армии. Театр укреплял в человеке силу духа, помогал выжить. Ленинградцы называли его Блокадным.

Особая роль выпала на долю Ленинградского театра музыкальной комедии. Он проработал в осажденном городе все 872 дня.

6 сентября 1941 года, за два дня до начала блокады, труппа представила зрителям "Марицу" Кальмана, 15 ноября - "Трех мушкетеров" Варнея. В декабре 1941 года соседний дом был разрушен прямым попаданием бомбы, пострадало и здание театра. Поэтому 24 декабря в зрительном зале в последний раз поднялся занавес, а на следующий день очередной спектакль уже шел на подмостках Александринского театра, пустовавшего после эвакуации его труппы. Спектакли шли два раза в день - утренние с 11.30, вечерние - с 16 часов.

Примечательно, что театр не только показывал старые спектакли, но и выпускал премьеры. Так в марте - апреле 1942 года здесь представили "Свадьбу в Малиновке", "Любовь моряка", "Продавца птиц". А 7 ноября - абсолютно новое произведение, героическую музыкальную комедию "Раскинулось море широко...", написанную писателями, находившимися в осажденном городе. Очевидцы вспоминают: ослабевшие от голода артисты в нарядных театральных костюмах играли в промерзшем зале, где температура доходила до восьми градусов ниже нуля. Однажды во время артобстрела, когда один из снарядов разорвался неподалеку от театра и кто-то из зрителей тревожно поднялся с места, артист Орлов, сделав смешной пируэт, сказал со сцены с улыбкой: "Товарищи, не волнуйтесь. Пока еще только стекла летят". Раздались раскаты смеха, аплодисменты, и спектакль продолжился...

Цифра

1,3 миллиона зрителей посетили Театр музкомедии за время блокады Ленинграда.