Суть проекта заключается в том, что центральный музей будет курировать множество других памятных мест, в которых планируется развернуть экспозиции, посвященные истории блокады. Таким образом, по мнению Михаила Пиотровского, будут "оживлены все места, где сохраняется память о блокаде".
Двумя неделями раньше эта тема прозвучала на встрече врио губернатора Александра Беглова с работниками хлебозавода "Каравай" на Херсонской улице. Его сотрудники высказали предложение об открытии мемориальной доски, увековечивающей память работников завода, которые во время Великой Отечественной войны выпекали здесь хлеб для горожан, в том числе - знаменитые "125 блокадных грамм с огнем и кровью пополам". Александр Беглов тогда высказал встречное предложение - об открытии на заводе музея, рассказывающего о его блокадных буднях.
По словам врио губернатора, подобные музеи, отражающие историю героизма ленинградцев, следовало бы создать на многих предприятиях и в организациях, работавших во время блокады и обеспечивавших жизнь в осажденном городе.
- Я - за, - сказала в беседе с корреспондентом "РГ" директор Музея обороны и блокады Ленинграда Елена Лезик. - Мне очень нравится эта идея, но вы же понимаете: от идеи до ее реализации достаточно большое расстояние. Сейчас я веду консультации с ветеранами, обсуждаем со специалистами все тонкости организации нового дела. Ведь создание филиальной сети требует основательной проработки с точки зрения формирования среды, финансирования, технического обслуживания филиалов, налаживания там экскурсионной, методической работы.
Главным Музеем обороны и блокады Ленинграда останется нынешний, работающий в Соляном переулке, сообщают в Смольном. Сейчас там ведется крупный ремонт, который должен завершиться к сентябрю. С предприятиями, которые пожелают открыть экспозиции, посвященные своей блокадной истории, подпишут соответствующие соглашения.
Стоит отметить, что несколько месяцев назад Всемирный клуб петербуржцев предложил создать музей-заповедник, посвященный блокаде. По мнению инициаторов, в его состав могли бы войти два десятка объектов, хранящих память о трагических событиях. Среди таких зданий авторы проекта называли Левашовский хлебозавод, Блокадную подстанцию, дом-коммуну "Слеза социализма" на улице Рубинштейна, 7, где жила "блокадная мадонна" поэтесса Ольга Берггольц. Кстати, музей Ольги Берггольц в этом доме предлагают создать сами жители.
Концептуальные предложения по устройству музеев в названных помещениях уже подготовили студенты кафедры музееведения философского факультета СПбГУ. В частности, на Левашовском хлебозаводе было предложено создать институт памяти, архив и библиотеку, а экспозицию разместить в бывшем здании котельной. Сохранившийся здесь сводчатый зал уникален по своей архитектуре, а сам завод был одним из тех предприятий, которые снабжали жителей блокадного города хлебом. Воссоздание его рецептуры, рассказы о том, как рекомендации специалистов-биологов помогали пережить голод, используя "подручные средства", - все это могло бы стать для посетителей такого музея очередным "местом силы".
В Блокадной подстанции, которая передана Цирку на условиях частичной музеефикации, авторы проекта предлагают создать экспозицию, посвященную не только подвигу трамвайщиков, но и работе учреждений культуры в годы блокады.
Единственным видом городского транспорта, который работал в Ленинграде в годы войны, был трамвай. Трамваи в городе останавливались лишь на три месяца - с января до середины апреля 1942 года, когда подача электричества была прекращена. Тогда 52 поезда так и остались на улицах города на всю зиму. А ведь трамваи в то время были для города не только общественным транспортом: они под бомбежками доставляли раненых в госпитали, грузы на линию фронта. Город бросил все силы на то, чтобы весной 1942 года возобновить трамвайное движение.
Известный физик Лев Сена, принимавший участие в подготовке тяговых подстанций к пуску трамвая, вспоминал: "Электросварки у нас не было, да мы и не умели ею пользоваться. Разобрать трубы, нарезать новую резьбу у нас, дистрофиков, не хватило бы сил. Мы придумали необычный способ ''лечить раненые места''. На свои деньги покупали в аптеке резиновые бинты, которыми обычно бинтуют связки спортсмены, мазали трубу суриком, которого, к счастью, было достаточно, наматывали на это место бинт, снова мазали суриком, а сверху туго заматывали так называемой прочной киперной лентой. Сверху - снова суриком. Этот способ лечения себя полностью оправдал... Так было восстановлено водяное охлаждение на большинстве подстанций: Клинской, Центральной, Некрасовской, Лесной и других...". Говорят, что много лет спустя, в 1980-е годы, когда на многих подстанциях меняли трубы водоснабжения, слесари очень были удивлены странными "заплатами на трубах", которые простояли более сорока лет.
Это удивительно, но культурная столица умудрялась оставаться таковой и в годы войны. Так, 18 октября 1942 года, в самое суровое время блокады, спектаклем по пьесе Константина Симонова "Русские люди" в Ленинграде открылся новый театр - "Городской", труппу которого составили артисты Радиокомитета и Театра драмы имени Пушкина (нынешней Александринки). Позже труппа пополнилась актерами ТЮЗа и агитвзвода Дома Красной армии. Театр укреплял в человеке силу духа, помогал выжить. Ленинградцы называли его Блокадным.
Особая роль выпала на долю Ленинградского театра музыкальной комедии. Он проработал в осажденном городе все 872 дня.
6 сентября 1941 года, за два дня до начала блокады, труппа представила зрителям "Марицу" Кальмана, 15 ноября - "Трех мушкетеров" Варнея. В декабре 1941 года соседний дом был разрушен прямым попаданием бомбы, пострадало и здание театра. Поэтому 24 декабря в зрительном зале в последний раз поднялся занавес, а на следующий день очередной спектакль уже шел на подмостках Александринского театра, пустовавшего после эвакуации его труппы. Спектакли шли два раза в день - утренние с 11.30, вечерние - с 16 часов.
Примечательно, что театр не только показывал старые спектакли, но и выпускал премьеры. Так в марте - апреле 1942 года здесь представили "Свадьбу в Малиновке", "Любовь моряка", "Продавца птиц". А 7 ноября - абсолютно новое произведение, героическую музыкальную комедию "Раскинулось море широко...", написанную писателями, находившимися в осажденном городе. Очевидцы вспоминают: ослабевшие от голода артисты в нарядных театральных костюмах играли в промерзшем зале, где температура доходила до восьми градусов ниже нуля. Однажды во время артобстрела, когда один из снарядов разорвался неподалеку от театра и кто-то из зрителей тревожно поднялся с места, артист Орлов, сделав смешной пируэт, сказал со сцены с улыбкой: "Товарищи, не волнуйтесь. Пока еще только стекла летят". Раздались раскаты смеха, аплодисменты, и спектакль продолжился...
Цифра
1,3 миллиона зрителей посетили Театр музкомедии за время блокады Ленинграда.