На XVII Уральской горнопромышленной декаде положительным опытом поделился Сергей Корнилков, директор Института горного дела УрО РАН. Он предложил решать вопросы через общественные советы при надзорных органах и областных министерствах.
Так, общественный совет Уральского МТУ Ростехнадзора РФ помог решить проблему цементного завода. Предприятию под карьер выделили горный отвод четко по техническим границам отработки месторождения, не включив территорию под размещение опасной зоны разлета осколков. Если отвалы устроить в контуре отвода, потеряются запасы, а плата за "заграничные" земли ввиду конъюнктурного спроса тут же взлетит на порядок. После долгих переговоров в конце концов проект зарегистрировали. Выяснилось, что с аналогичными проблемами недропользователи сталкиваются не только на Урале, поэтому, по мнению общественного совета, назрела необходимость внесения комментариев к новой инструкции по оформлению горного отвода, а также поправок в Закон о недрах, Земельный, Лесной и Водный кодексы.
Следующий пункт в планах того же общественного совета - урегулировать ситуацию с "Ураласбестом". Предприятие вынужденно сократило объемы добычи, соответственно скорректировав технические решения. Однако нормативы не предусматривают допустимых отклонений от проекта, поэтому Росприроднадзор настоятельно требует исправить всю проектно-техническую документацию и уже дважды выносил предписания.
С необходимостью менять нормативные документы столкнулся и Качканарский ГОК.
- Я не раз спрашивал, какой умник придумал создать парковую зону на землях с разведанными перспективными запасами. Никто мне до сих пор не ответил, - признается Сергей Корнилков.
Запуск стратегического для региона проекта - разработки Собственно-Качканарского месторождения - десятилетиями тормозили две проблемы: ценный кедрач и буддистский храм на горе Качканар. Но если с лесным департаментом недропользователь в конце концов договорился о возможности компенсировать вырубку - высадить молодые кедры на новом участке, то проблема с дацаном окончательно не решена.
Кроме надзорных органов освоению природных запасов препятствуют общественники, зачастую ангажированные. Когда соблюдены, казалось бы, все условия эффективного недропользования: природные ресурсы разведаны, средства вложены, проект подготовлен, экспертизы пройдены, согласования получены, общественные слушания проведены, - вот тут бизнес зачастую спотыкается о социальный фактор. Не секрет, что протестные настроения довольно часто носят заказной характер и "активистов" поддерживают конкуренты.
Чем это чревато? Потерями бизнеса и недополученными государством отчислениями, которые, по подсчетам экспертов, в федеральном масштабе за последние 15 лет вылились в триллионы рублей. По данным Свердловского областного Союза промышленников и предпринимателей, за пять лет только на Урале заморожены десять проектов, прошедших общественные слушания, - это недополученные 60 миллиардов рублей налогов в год.
В то же время местные власти, как отмечает вице-президент Русской медной компании Юрий Король, часто уходят в сторону, не занимают в конфликте ничью сторону, хотя инвестиции в территорию, новые социальные объекты и рабочие места чиновникам нравятся. По предположению профессора экономического университета Галины Пахальчак, подвигнуть администрацию на работу с общественным мнением могло бы подписание соглашения с недропользователями с указанием сфер ответственности.