Новости

10.04.2019 10:03
Рубрика: Культура

В Госдуме обсудили перспективы художественного образования

Комитет ГД по культуре созвал круглый стол на тему "Художественное образование в Российской Федерации: проблемы и перспективы". Чиновники, артисты, педагоги и ректоры ведущих учебных заведений начали большое обсуждение главных вопросов, которые сегодня возникают на всех уровнях, казалось бы, отлаженной, трехступенчатой системы профессионального художественного образования.
 Фото: iStock  Фото: iStock
Фото: iStock

Среди основных проблем - кадровый голод, размытые критерии приема абитуриентов в вузы, отсутствие достаточного финансирования и материально-технической базы, которая гарантировала бы обучение по современным стандартам. Несмотря на то, что классическая школа всегда в почете, прогресс не стоит на месте, в искусстве появляются новые направления, которым студентов тоже нужно обучать. По словам продюсера Игоря Матвиенко, мы должны гордиться не только XIX-м, но и XXI-м веком.

Ректор ГИТИСа Григорий Заславский пояснил, что его беспокоит сокращение бюджетных мест в ведущих театральных учебных заведениях. Непонятно, куда идет сэкономленное за счет этого финансирование - может, на то, чтобы выделить места на актерском факультете педагогического вуза? Только вот к чему с нуля открывать новые направления в институтах, которые едва ли можно увязать с творческой профессией?

От сокращения бюджетных мест страдают не только в столице, но и в регионах, где доступность образования порой играет важную, решающую роль. "Возьмем, к примеру, Казань, где в студиях воспитывают кадры для восемнадцати театров Татарстана. Ни ГИТИС, ни ВТУ им. Щепкина не будут готовить артистов для национальных театров, а в регионах это делают", - пояснил Заславский. Он также обратил внимание на то, как эффективно работает заочное отделение в университетах: по его словам, по окончании обучения более 70 процентов заочников возвращается на малую родину, где применяет полученные в лучших вузах знания на практике. Речь идет о тех специалистах, для кого дополнительное образование стало, скорее, повышением квалификации, нежели постижением принципиально новых наук. А вот молодежь, наоборот, стремится обосноваться в столице, несмотря на то что условия работы в региональных центрах могут быть более выгодными, нежели в Москве или Петербурге. "Не та атмосфера", - утверждают они. Как же тогда подыскать место работы?

Инициативе создать биржу труда, которая ранее заинтересовала и премьера Дмитрия Медведева, Заславский уделил особое внимание: по мнению ректора ГИТИСа, биржа труда, созданная в рамках государственно-частного партнерства, помогла бы выпускникам вузов найти работу по специальности: довольно непросто найти вакансии, которые не требовали бы опыта работы.

Художественный руководитель театральной школы Олега Табакова Владимир Машков рассказал, как важно то, чтобы педагог театральной студии или вуза был действующим артистом. "У студентов есть возможность проверить, что же педагог делает сам на сцене и справедливость его слов и обучения", - пояснил Машков. Актер также порассуждал об эмоциональном интеллекте.  Его порой не достает даже зрелым артистам, чего уж там говорить о многих юных талантах, которые в этом плане оказываются вообще не подготовлены к жизни. По мнению Машкова, театр - основа эмоционального интеллекта, поскольку он является соединением различных видов искусств. Поэтому было бы полезно возродить старинную русскую традицию - сделать вновь популярными домашние театральные кружки. С такого, кстати, начинал Станиславский.

Эту идею горячо поддержал директор Московской средней специальной школы им. Гнесиных Михаил Хохлов. Согласно данным, которые он привел, всего 6 процентов детей во всей России получают художественное образование. Михаил Хохлов предложил не просто создать театральные кружки в школах, но ввести художественные программы в учебный план начальных классов, чтобы охватить сразу сто процентов детей. "Важно, как мы назовем пароход: пока это "дополнительное образование", таким его и будут считать. Мне кажется, его нужно переименовать в "творческое образование". Отношение к нему будет немного другое, а, может быть, когда мы докажем, что это способствует повышению эффективности труда, и финансирование станет немного другим", - заметил Хохлов.

О многих проблемах, которые начали обсуждать на этом круглом столе, еще предстоит долго и серьезно говорить. Однако для некоторых учреждений культуры начало обсуждения насущных вопросов - уже какая-никакая радость.

Потому что "лед тронулся!"

Культура Законодательная власть Госдума
Добавьте RG.RU 
в избранные источники