"Экономические" законопроекты парламента Якутии по принципиальным вопросам чаще всего не находят поддержки на самом верху. При этом своя логика есть и у авторов законодательных инициатив, и у тех, кто готовит отрицательные отзывы. Разница в том, что якутяне напирают на исключительность Крайнего Севера, а в Москве считают, что в федеральном законодательстве исключений быть не должно. Поэтому подобные якутские законопроекты в Госдуме не проходят.
В новейшей истории был единственный случай, когда законодательная инициатива парламента Якутии обрела статус федерального закона, несмотря на отрицательное заключение правительства России. Ситуация была связана с финансированием северного завоза.
До 2017 года получить прямой бюджетный кредит могли лишь те организации, которые занимались доставкой на север бензина и дизтоплива. Только эти грузы считались жизнеобеспечивающими, а потому достойными государственного участия. Чтобы закупить и завезти на край земли продукты, выигравшие конкурсы предприятия вынуждены были брать кредиты в банках под гарантии местных властей. Учитывая высокие проценты, стоимость продовольствия на пути к потребителю возрастала на четверть. Сбивать цену можно было только путем субсидирования из республиканского бюджета. Коммерческие банки наживались, а казна теряла на этом миллиарды рублей.
В 2014 году якутские депутаты предложили распространить бюджетный кредит на завоз социально значимых продуктов. Однако понятие "социально значимые" показалось федеральным чиновникам слишком расплывчатым, и законопроект получил отрицательное заключение.
- В процессе обсуждения мы вынуждены были сузить перечень только до муки, - вспоминает депутат Госсобрания республики Виктор Федоров.
В таком виде, с "перечнем" из одного наименования законопроект был принят. А уже позже в Москве признали логику якутян справедливой, и в 2017-м на основании нового закона вышло распоряжение правительства России, в котором бюджетный кредит распространили на завоз 14 видов самых необходимых продуктов. В их числе чай, сахар, растительное масло, крупы, макаронные изделия.
Во всех других случаях пробить стену отрицательного заключения правительства РФ не получалось. К примеру, не увенчались успехом попытки якутских властей на законодательном уровне получить рычаги влияния на недропользователей. Инициированные парламентом республики поправки в закон о недрах переписывали дважды. Однако убедить Москву в том, что добывающие компании должны не только платить налоги, но и в обязательном порядке участвовать в социально-экономическом развитии региона, не удалось.
- Законопроект, подготовленный предыдущим созывом, крайне сырой, в таком виде его продвижение малоперспективно, - вынужден был констатировать глава республики Айсен Николаев.
Одна из самых известных инициатив приморских парламентариев, которую в Госдуме два раза отклоняли и приняли только год назад, - закон о валежнике. Госдума, проголосовав за поправки в Лесной кодекс РФ, исключила из перечня древесных ресурсов сухие деревья или их части, лежащие на земле, и разрешила гражданам собирать их. Как отмечают авторы законопроекта, с просьбами покончить с проблемой обращалось очень много людей.
В пояснительной записке депутаты написали буквально следующее: "Уполномоченные органы государственной власти не справляются с очисткой лесов от валежника, что негативно влияет на противопожарную ситуацию, а правила сбора валежника установлены такие же, как и для заготовки обычной древесины. Создается ситуация, когда большое количество граждан ежедневно совершают правонарушения, осуществляя сбор валежника".
Закон вступил в силу 1 января 2019 года.
- Понимаю, что для многих он выглядит анахронизмом в XXI веке. Но закон позволяет снять остроту проблемы с заготовкой дров для личных нужд, - прокомментировал тогда депутат Госдумы Сергей Сопчук.
По предложениям хабаровских депутатов в Госдуме рассматривается законопроект, направленный на совершенствование правового регулирования заготовки и сбора гражданами лесных ресурсов.
Сегодня, согласно Лесному кодексу РФ, собирать дары дальневосточной тайги для коммерческого использования можно только на основании договора аренды участка.
Первую попытку внести изменения в Лесной кодекс краевые парламентарии предприняли в 2015 году. Тогда они совместно с депутатами Госдумы разработали проект федерального закона. Он предусматривал возможность краткосрочного использования лесов предпринимателями для заготовки дикоросов на основании разрешений и без предоставления участков. Однако его не поддержали.
Несмотря на это региональные парламентарии продолжили отстаивать интересы сельских жителей. В 2018-м депутаты Госдумы внесли новый законопроект, в котором учли и предложения хабаровских коллег.
- Нужно возрождать потребительскую кооперацию с постоянными бригадами сборщиков дикоросов, с ответственностью руководства за дисциплину и соблюдение всех правил нахождения в лесу. Тогда будет налажен сбор, переработка, круглогодичная выжимка сиропов из свежих ягод и их фасовка, сбыт на внутренний и внешний рынки. А для этого должны быть законодательная база, регламентирующая сбор дикоросов и их поставку через пункты сбора, предприятия переработки с их современной упаковкой и сертификацией качества, - считает первый заместитель председателя Законодательной думы Хабаровского края Юрий Матвеев.
В первом чтении проект федерального закона был принят в декабре прошлого года. Предполагается, что законом он станет на весенней сессии Госдумы.