11.04.2019 06:55
    Поделиться

    Почему марифермерам в ДФО не дают осваивать особо охраняемые территории

    Заниматься марикультурой на особо охраняемой природной территории предложили на особых же условиях
    Министерство природных ресурсов и экологии России в очередной раз не согласовало проект постановления администрации Приморского края, дающего предприятиям марикультуры и рыбакам право вести хозяйственную деятельность на особо охраняемых природных территориях (ООПТ).
    Виталий Аньков / РИА Новости

    Согласовать документ недавно распорядился вице-премьер - полпред президента РФ в ДФО Юрий Трутнев. По его мнению, следовало убрать преграды, которые носят искусственный характер. Полпред даже пообещал журналистам, что проблему предоставления участков под аквакультуру на особо охраняемой природной территории "минприроды решало два года, а решит за неделю". При этом полпред подчеркнул, что регулированием деятельности в ООПТ регионального значения должен заниматься субъект, учредивший ее. Министерство действительно быстро рассмотрело проект документа, но внесло правки, вызвавшие недоумение у бизнеса.

    История началась больше трех лет назад ("РГ" подробно рассказывала о ней в выпуске "Экономика Дальнего Востока" за 16 августа 2018 года). Тогда с подачи краевого департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды всплыло постановление исполкома Приморского краевого Совета народных депутатов 1974 года, объявлявшее памятником природы часть акватории в заливах Посьета и Петра Великого. К этому моменту на части акваторий уже работало 12 хозяйств марикультуры, получивших участки в 2009-м и раньше. Начались споры о законности их расположения там. В итоге некоторые марифермеры весной 2017 года не смогли высадить трепанга и гребешка, застопорилось формирование новых рыбоводных участков на 80 тысячах гектарах акватории. Правда, Арбитражный суд Приморья пришел к выводу, что постановление не содержит прямого запрета на разведение гидробионтов, а границы и площадь ООПТ не определены надлежащим образом. В результате предприятиям разрешили работать, но проблема не была решена до конца: претензии высказала прокуратура, появились "общественники", утверждавшие, что марикультура наносит памятникам природы непоправимый ущерб.

    Как убежден председатель отраслевого объединения "Дальневосточный союз предприятий марикультуры" Роман Витязев, за этим стоят сами браконьеры. Последним стало намного сложнее собирать "урожай" трепанга и гребешка, так как предприниматели охраняют свои участки.

    Началась череда бесконечных совещаний, с 2015 года Витязев насчитал их уже под 30.

    В общей сложности в минприроды направляли семь вариантов проектов нормативных актов с поправками, но все они были отклонены. О ситуации, с подачи российского бизнес-омбудсмена Бориса Титова, осведомлен даже президент страны.

    Предлагаемые регулятором нормы имеют такое широкое толкование, что любая деятельность в границах ООПТ может быть признана незаконной

    - Минприроды заняло позицию: "мы согласовываем, но с перечнем ограничений". При этом предлагаемые регулятором нормы имеют чрезмерно широкое толкование, и, если они будут приняты, практически любая деятельность в границах памятника природы, при желании, может быть признана контролирующими органами незаконной, - считает руководитель отраслевого объединения.

    Возмущение марифермеров вызвало и положение о проведении экологической экспертизы технологий. Дело в том, что официальных технологий по выращиванию объектов аквакультуры в России сегодня нет. Значит, предварительно их придется разработать, на что уйдет несколько лет.

    По мнению большинства ученых, ответивших на запросы минприроды, разведение гребешка, трепанга, водорослей принесет исключительно пользу. Так, в Тихоокеанском филиале ФГБУ "ВНИРО" считают, что "в настоящее время речь может идти не о нанесении ущерба окружающей среде, а о восстановлении существующего ранее уровня биомассы ценных гидробионтов с помощью методов марикультуры". Руководитель Центра аквакультуры и прибрежных биоресурсов Национального научного центра морской биологии ДВО РАН Сергей Масленников напоминает о проблеме трансграничного переноса, когда загрязняющие вещества, попадая в море возле берегов одного континента, могут всплыть или осесть у берегов другого. Это и микропластик, сотни тонн которого ежегодно оказываются в Мировом океане, и различные химикаты (например, тот же инсектицид ДДТ находили в организмах арктических пингвинов и в тающих льдах).

    - От вредных веществ в воде у наших берегов можно защититься двумя способами. Первый - прекратить загрязнять море. Увы, пока это невозможно сделать. Второй - поставить некие очистные сооружения. В море ими могут быть только плантации марикультуры. Речь идет не о выращивании рыбы в садках, оно действительно наносит ущерб, а о плантациях гребешка и других моллюсков, трепанга, макроводорослей. Это фильтраторы, седиментаторы - другими словами, поедатели осадка, биотрансформаторы. Производители марикультуры и есть настоящие лоббисты чистого моря: чем больше они выращивают продукции, тем лучше становится вода. Более того, они улучшают экологию за свой счет и просят только не мешать. В свое время в ДВО РАН был разработан проект системы морских биотехнопарков и морской биобезопасности, получивший госпремию. В нем показано, что для восстановления и сохранения акваторий нужно окружать зоны покоя - морские заповедники - участками, где используют экологически чистые технологии. К последним относится только пастбищное выращивание местных аборигенных видов гидробионтов, - объясняет ученый.

    Поделиться