Для нефтяников республики тема цифровых двойников не новая. Вот уже несколько лет они активно внедряют информационные технологии, в том числе искусственный интеллект и роботизацию. Сегодня 56 процентов "черного золота" в республике добывается с использованием цифровых двойников месторождений.
По словам гендиректора компании "Татнефть" Наиля Маганова, к 2016 году под новые информационные платформы были подведены практически все бизнес-блоки компании - нефтегазодобыча, нефтепереработка, нефтехимия, энергетика и весь нефтяной сервис.
Цифровая трансформация коснулась и шинного комплекса компании, который обеспечивает полную производственную цепочку: от закупки сырья до выпуска и реализации готовой продукции и послепродажного сервиса. На долю КАМА ТYRES приходится почти 26 процентов всех выпускаемых в России шин. По словам специалистов НТЦ "Кама", создание цифровых двойников автопокрышек не просто модное направление, это необходимость.
3D-модель шины имеет максимальную степень оцифровки геометрии, а также материалов и резиновых смесей, применяемых при изготовлении автопокрышки. По сути, это точная виртуальная копия физической шины. А раз так, то, используя специализированное программное обеспечение и расчет методом конечных элементов, можно заранее определить поведение физической шины на дороге.
Программа позволяет имитировать различные нагрузки, определять прочностные свойства и напряженно-деформированное состояние автопокрышек. С помощью цифрового двойника проще избежать ошибок при проектировании, снизить расходы на стендовые и дорожные испытания и получить максимально качественные шины, соответствующие ожиданиям потребителя. Конструкторы, которые, кстати, прошли специализированное обучение и имеют большой опыт в проектировании автопокрышек, утверждают, что применение 3D-моделей позволит значительно сократить время вывода продукта на рынок.
Не менее перспективный проект, над которым работают специалисты шинного комплекса "Татнефти", - создание "умной" автопокрышки. Установленный в ее борт микрочип-датчик, так называемый транспондер типа RFID, позволяет идентифицировать шину на каждом этапе - от создания до утилизации. Его пользовательская память, где хранится вся первоначальная информация о покрышке, в том числе о том, кем и когда она была изготовлена, составляет 512 бит. "Умные" шины позволяют автовладельцу сэкономить время, необходимое для проверки степени износа автопокрышки.
Есть выгода и для производителя. За счет регулярного обмена данными с заказчиком он будет в курсе того, в каком состоянии находятся шины, и сможет своевременно предложить их замену или восстановление протектора.
Того же мнения придерживаются и производители: "умная" шина должна внести вклад и в общегосударственную задачу - повышение безопасности автомобильного транспорта.