Казалось бы, зачем пятилетке финансовая грамотность? Но, как показывают опросы, почти 70 процентов родителей считают, что 5-7 лет - это самый подходящий возраст для "обучения детей базовым знаниям экономики".
В основе программы - нескучная сказочная теория по каждой теме: "приключения монетки", "как зайчика бережливости учили", "новое платье короля"... Плюс - игры, конкурсы и веселые задачки, простая арифметика.
"Близнецы Таня и Сережа пригласили Сашу на день рождения. Папа с мамой дали Саше 5 монеток на подарок детям. В кошельке у Саши - 3 монетки по рублю, одна монетка - два рубля, и одна - пять рублей. Вопросы: Какие игрушки сможет купить Саша для Тани и Сережи? Останутся ли у него деньги на игрушку для себя? И даны варианты ответов в ярких картинках…"
Итог программы? Малыш узнает о важности труда и мире профессий, торговле и семейном бюджете, доходах и расходах, денежных знаках России и других стран. Плюс - научится объективно оценивать навязчивую рекламу, беречь свои и чужие вещи. С этого учебного года по инновационной программе уже работают пилотные детские сады во многих регионах.
- В дошкольном возрасте финансовая грамотность нацелена на воспитание у ребенка бережливости, рационального поведения, ценностной оценки результатов труда, - рассказали в министерстве просвещения. - Закладываются не только основы финансовой грамотности, но и стимулы к познанию и образованию на протяжении всей жизни. Поэтому занятия по программе экономического воспитания необходимы не только школьникам и студентам, но и дошкольникам.
Занятия рекомендовано проводить в доступной и комфортной для детей форме - это театральные постановки, сказки, тематические игры в группе, образовательные веб-квесты.
- К программе прилагаются методические и демонстрационные материалы. В них содержатся практические указания и карточки к занятиям по темам программы: "Труд и продукт труда (товар)", "Деньги и цена (стоимость)", "Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности", "Полезные экономические навыки и привычки в быту", - рассказали "РГ" в Банке России. - Материалами могут пользоваться как воспитатели детских садов и педагоги образовательных организаций, так и родители, занимающиеся с детьми самостоятельно. Обучение предполагает совместную работу взрослых и детей (игровая, познавательно-исследовательская активность, чтение художественной литературы), а также свободную самостоятельную деятельность дошкольников (лепка, рисование, конструирование, игры).
Методические рекомендации для воспитателей детских садов по развитию экономического воспитания детей уже направлены во все регионы России.
*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"