Новости

14.04.2019 20:06
Рубрика: Экономика

Сгладить последствия "идеального шторма"

Почему настало время для диалога
Текст: Игорь Ромашов (председатель президиума Союза операторов железнодорожного транспорта)
Итоги прошедшего года и начало нынешнего продемонстрировали участникам рынка профильным регуляторам последствия ряда прежних решений по направлениям, связанным с организацией ремонта и технического обслуживания вагонов, оценкой критических значений численности парка для инфраструктуры и, конечно, тарифного регулирования перевозок.
В нынешнем году количество вагонов приблизится к значениям 2012-2013 годов, когда движение напоминало коллапс. Фото: PHOTOXPRESS В нынешнем году количество вагонов приблизится к значениям 2012-2013 годов, когда движение напоминало коллапс. Фото: PHOTOXPRESS
В нынешнем году количество вагонов приблизится к значениям 2012-2013 годов, когда движение напоминало коллапс. Фото: PHOTOXPRESS

Это обусловлено шквалом системных вызовов, сформировавшим "идеальный шторм", который повлиял на эффективность управления вагонным парком страны и в конечном счете - конкурентоспособность железнодорожного транспорта.

Игорь Ромашов: Для оптимизации работы железнодорожного транспорта необходим прямой диалог заинтересованных сторон. Фото: Пресс-служба "Трансойл"

Если взглянуть на статистические выкладки результатов работы грузового комплекса за прошлый год, то все напоминает довольно благостную картину. Погрузка выросла на 2,2 процента к прошлогоднему результату. Грузооборот увеличился на 4,2 процента благодаря увеличению дальности перевозок.

Но здесь надо понимать, что рост формируется преимущественно положительной динамикой экспортной конъюнктуры угля, на долю которого в 2018 году пришлось 58 процентов общесетевого прироста погрузки. А за последние три года погрузка каменного угля, относящегося к классу наименее доходных грузов, обеспечила сети 69 процентов от общего повышения.

Мы видим, что время нахождения вагона при погрузочно-разгрузочных операциях (на путях необщего пользования) сокращается благодаря тесному взаимодействию грузоотправителей, операторов, "РЖД" и владельцев портовой инфраструктуры. А вот средняя техническая скорость грузового поезда на сети в 2018 году составила 46,7 километра в час, что идентично уровню пятидесятилетней давности: в 1968 году она равнялась 46,3 километра в час. В конце 2018 года также наблюдался значительный рост числа брошенных поездов. В такой ситуации особую значимость приобретает использование резервов для повышения технологичности перевозочного процесса.

На конец прошлого года дефицит цельнокатаных колес колебался на уровне 250-300 тысяч штук

С высокой степенью осторожности относимся к предложениям по любой форме приоритезации доступа к инфраструктуре. Необходимо досконально разбираться в причинах возникновения "узких мест", их локациях, сезонности.

По-прежнему актуальной остается повестка, определяющая сегмент текущих отцепочных ремонтов и наличия запасных деталей, формирующих сверхнормативный простой вагонов. Так, начало 2019 года, равно как и весь 2018-й, знаменуется беспрецедентным по своим масштабам дефицитом цельнокатаного колеса. По нашим оценкам, на конец прошлого года дефицит колеса колебался на уровне 250-300 тысяч. Следует отметить, что в этом направлении большая совместная работа проводится специалистами "РЖД" и Союза операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ).

Еще в прошлом году наметилась тенденция профицита вагонного парка на сети: в нынешнем году количество вагонов приблизится к значениям 2012-2013 годов, когда движение напоминало коллапс. Сегодня об этом уже говорят и коллеги из "РЖД", там видят риски увеличения нагрузки на железнодорожную инфраструктуру до критических значений, спада маневренности сети и в целом - ухудшения эксплуатационной обстановки. В итоге развития этих сценариев мы получим большее замедление оборота вагона, и как результат повышение нагрузки на грузовладельцев.

На сети сохраняется большое количество узких мест - чаще всего на подходах к портам

Все эти направления требуют дальнейшей совместной работы и прямого диалога заинтересованных сторон, участвующих в перевозочном процессе. СОЖТ при взаимодействии с "РЖД", профильными министерствами, экспертными объединениями будет вырабатывать решения, обеспечивающие не только нивелирование негативных последствий, но создание эффективных механизмов недопущения регуляторных перекосов.

Справка

Союз операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ) - некоммерческая организация, объединяющая с 2009 года российских операторов, владеющих железнодорожным подвижным составом на праве собственности и/или финансовой аренды в количестве не менее 1 тысячи вагонов. На долю 28 компаний-членов СОЖТ в совокупности приходится около 70 процентов парка грузовых железнодорожных вагонов, зарегистрированного на территории Российской Федерации. Основным направлением деятельности Союза является защита интересов операторского сообщества, решение проблем совершенствования нормативно-правовой и тарифной базы грузовых перевозок, технологии управления перевозочным процессом с учетом интересов всех участников рынка железнодорожных перевозок. Союз является единственной на сегодня саморегулируемой организацией в железнодорожной отрасли, признанной одной из наиболее авторитетных площадок для ведения конструктивного диалога операторов подвижного состава с "РЖД" и регулирующими государственными органами.

На годовом общем собрании Союза операторов железнодорожного транспорта, состоявшемся 26 июня 2018 года, избраны председатель президиума и исполнительный директор Союза. По итогам голосования председателем президиума СОЖТ избран председатель Совета директоров компании "Трансойл" Игорь Ромашов. На пост исполнительного директора переизбран Алексей Дружинин.

Экономика Транспорт Железные дороги
Добавьте RG.RU 
в избранные источники