"Сравнительно недавно высшая судебная инстанция впервые самостоятельно определила размер компенсации морального вреда", - рассказал Виктор Момотов. Нижестоящие суды сочли, что достаточной суммой компенсации за незаконное содержание истца под стражей в течение 3 лет 2 месяцев являются 150 тысяч рублей. Верховный суд признал такую компенсацию явно недостаточной и взыскал в пользу истца 2 миллиона 366 тысяч рублей. "То есть полностью удовлетворил заявленные требования - руководствуясь принципом разумности и правовыми позициями Европейского суда по правам человека, - говорит Виктор Момотов. - Таким образом, Верховный суд уделяет большое внимание судебной практике в сфере компенсации морального вреда. Учитывая важную роль этого института для общества и государства, убежден, что существующая тенденция крайне осторожного взыскания компенсаций будет меняться в сторону разумности и пропорциональности - это уже начинает происходить на наших глазах".
Заявление прозвучало на заседании клуба имени Д.Н. Замятнина, созданного для дискуссий по актуальным вопросам судебной практики. Адвокат Вячеслав Голенев, участвовавший в заседании, согласился с тем, что в последние два года Верховный суд России поводит серьезную корректировку практики, связанной с взысканием компенсаций, - в сторону разумного увеличения сумм.
В свою очередь, адвокат Ирина Фаст полагает, что пока в среднем суммы компенсаций остаются небольшими. По ее мнению, необходимо установить специальные критерии, на которые могли бы ориентироваться суды при определении размеров компенсаций.