15.04.2019 20:43
    Поделиться

    16 апреля "Золотая маска" объявит имена лауреатов

    16 апреля в двадцать пятый раз подводит итоги "Золотая маска". Главный театральный фокус развернется в Большом театре - в три часа одного вечера нужно будет вместить практически невозможное: объявление трехсот одного номинанта с их художественными достижениями, благодарственные выступления победителей. И снова за сценой режиссер церемонии будет повторять, как мантру, четкий инструктаж: на речи - не более тридцати секунд. Долго и активно радуемся - потом. Молодым до сцены - лучше бы бегом. На мэтрах время не экономим...
    Андрей Ладанов/Пресс-служба "Золотой маски"

    В крупнейшем российском театральном смотре участвовало 70 театров из 24 городов, 84 спектакля - всего 301 номинация.

    Два экспертных совета, формируя программу юбилейной "Маски", посмотрели за год 1093 спектакля от Калининграда до Южно-Сахалинска. И театральные путешествия преподнесли в итоге новый, внеочередной ракурс гордости - повышенное внимание на театр регионов. Пожалуй, впервые в афише "Золотой маски" региональные театры "обыграли" московские и петербургские, добившись суммарного серьезного численного преимущества. В драме, например, в конкурсе - двенадцать московских и питерских спектаклей и шестнадцать - из регионов.

    Счет показов спектаклей "Золотой маски" на разных театральных площадках только в Москве к финалу этого фестивального года перевалил за три тысячи. Похоже это было на театральную эпидемию: театр в театре - на российской сцене, театр в городе - на улицах, площадях, в метро, в библиотеках, офисных центрах, в парках, музеях и на вокзалах... Театр в кино - в 60 городах российских регионов, театр в интернете... "Маска плюс", "Маска" для детей, "Маска" для иностранцев, Russian case, "Институт театра"... "Золотая маска" на Сахалине, "Золотая маска" online во всем мире...

    Как тут не вспомнить шутку "андроидного" ведущего "Маски" прошлого года, активирующего все новые и новые номинации и программы и разрисовывавшего картину будущего, в котором господствует виртуальный театр: "Человечество вступило в стадию перепроизводства искусства. Мы хотим вам помочь. Все созданное вами искусство будет удалено - все жители планеты станут дебютантами..."

    Назовем хотя бы географических "дебютантов" 25-й "Маски".

    Впервые в основной конкурс попали город Тюмень (с работой Даниила Чащина "Молодость" Тюменского драмтеатра) и Кудымкар (Коми-Пермяцкий драмтеатр имени Горького с постановкой Веры Поповой "Черный монах"). Прежде они фигурировали только во внеконкурсных программах, а теперь рассматривались наравне со спектаклями Александринки ("Оптимистическая трагедия. Прощальный бал" Виктора Рыжакова), СТИ ("Три сестры" Сергея Женовача), БДТ им. Товстоногова ("Три толстяка. Восстание. Железное сердце" Андрея Могучего).

    Впервые в афише "Золотой маски" региональные театры "обыграли" московские и петербургские

    В драме 27 фамилий режиссеров и 29 названий большой и малой формы, поскольку Виктор Рыжаков и Дмитрий Егоров номинировались дважды.

    Из классиков лидировали Шекспир и Чехов. В программе встретились "одомашненный" "Черный монах" из Кудымкара, две по "Три сестры" - все из Москвы: радикальные мхатовские Константина Богомолова и возвышенно-утонченные из Студии театрального искусства Сергея Женовача, с чувствами такими же хрупкими, будто крылья бабочки.

    "Король Лир" Русского драмтеатра Удмуртии из Ижевска соревновался с двумя Гамлетами: петербургского Театра имени Ленсовета, где над ролью принца Датского шаманила актриса Лаура Пицхелаури, и из якутского Саха театра имени Ойунского, где наряду с Полонием и Лаэртом в игру активно вступили Брюс Ли и еще один артист-кунгфуист... Плюс Розенкранц и Гильденстерн из красноярского Драмтеатра имени Пушкина в интеллектуальной игре Тома Стоппарда с сюжетом шекспировского "Гамлета" и в режиссуре и драйве Олега Рыбкина перешли к активным действиям со зрителями и не давали им засиживаться, увлекая за собой из зала на сцену и обратно...

    Что решит жюри? Помня о политкорректности, не сможет не признать, что камерные региональные постановки, в том числе мини-шедевры театров малых городов, могут не уступать, а в ряде художественных позиций и превосходить творения признанных столичных мастеров хотя бы в силу своей постановочной неспешности и провинциальной вдумчивости? (Это комплимент). Снова отдаст все первые премии театральной столице России - Петербургу?

    Что бы ни случилось, к каким бы дипломатическим формулам ни прибегали члены жюри и какие бы результаты ни пришлось комментировать председателям - Афольфу Шапиро (драматический театр и театр кукол) и Ларисе Гоголевской (музыкальный театр), недовольные будут всегда. Художественной справедливости в премиях такого масштаба достичь невозможно в принципе. В одном все будут друг с дру гом согласны: это дико трудная эмоциональная работа - искать консенсус в театральном искусстве, где каждый всегда субъективно и безапелляционно абсолютно прав. И где не существует более высокого понятия, чем игра.

    P.S.

    После вручения главных наград "Золотая маска" представит в Москве зарубежную программу. Спектакль Кристофа Марталера "Знакомые чувства, смешанные лица" (Театр "Фольксбюне", Германия) и постановку Саймона Стоуна "Три сестры" (Театр Базеля, Швейцария). В октябре 2019 года в Москве и Санкт-Петербурге в сотрудничестве с Театральной олимпиадой будет показана дилогия Love Cycle, поставленная Шарон Эяль и Гаем Бехаром (Танцевальная компания L-E-V).

    В программе "Лучшие спектакли в городах России и за рубежом" в 2019 году запланированы проекты по всей стране и за ее границами. На Дальнем Востоке, в Сибири, на Урале, в Северо-Западном федеральном округе, в Приволжском федеральном округе, в Израиле, Латвии, Эстонии, Турции.

    Поделиться