Новые школьные стандарты планируется утвердить в 2019 году

Различать полномочия Госдумы и Правительства РФ? Написать заметку и оформить расписку? Решить математическую задачу на поиск вероятностей? Знать устройство артезианских скважин и "золотое правило" механики? Все это и не только должны будут уметь школьники. Что конкретно и в каком классе они будут изучать, зафиксирует новый проект школьных стандартов. До 29 апреля он проходит широкое общественное обсуждение.

Григорий Василенко/РИА Новости

Зачем нужен новый стандарт? Во-первых, каждый учитель теперь будет точно знать, что он должен дать ребенку обязательно. Во-вторых, это значительно упростит подготовку к ЕГЭ и ОГЭ - именно под новый стандарт будут "заточены" все экзаменационные задания. А еще - образовательные программы, все учебники и даже примерные планы уроков...

- Каждый год в августе мы фиксируем более восьми миллионов просмотров демонстрационных вариантов ОГЭ и ЕГЭ. Появились Всероссийские проверочные работы, Национальные исследования качества образования, итоговое сочинение и собеседование. И по сложившейся традиции вся страна начинает к ним готовиться. В итоге складывается ситуация, когда именно оценочная процедура задает понимание того, чему учить. Это становится очень серьезным риском для развития всей системы образования, - считает директор Федерального института педагогических измерений Оксана Решетникова.

По ее словам, творчество учителя вовсе не в том, чтобы решать: я сейчас буду давать механику или оптику, Толстого или Пелевина (это все будет прописано в новых стандартах). Возможности педагога в том, чтобы выбирать форму подачи материала и яркие методы так, чтобы заинтересовать ученика и найти к нему индивидуальный подход.

Итак, чему конкретно научит школа? Возьмем самые популярные предметы, которые сдают выпускники.

Русский язык

В программе не только правописание, но и практические задачи. Так, на уроках русского языка научат правильно употреблять в речи однокоренные слова типа "висящий-висячий". Понимать смысл прочитанного текста, выделять его главную мысль. Писать сочинения-миниатюры. Плюс - интервью, репортажи, заметку, рецензию, реферат, деловые бумаги. Среди последних, что особенно любопытно: заявление, инструкция, объяснительная записка, расписка, автобиография, характеристика. И всем этим выпускник уже девятого класса должен уверенно владеть.

Устная речь тоже попала в фокус. К примеру, любой школьник должен будет уметь вести диалог, выстраивать беседу и рассказ по широкому кругу тем.

Математика

Дроби, проценты, квадратный корень, многочлен. График функции, прогрессии и случайные величины. Плюс - векторы, абсцисса, ордината... Все это (и не только) есть в программе, и все знать обязательно. Зачем? Конечно, чтобы применять на практике. К примеру, ребенок должен уметь "решать простейшие задачи на поиск вероятностей, оценивать вероятности реальных событий, применять теорему Пифагора для вычисления длин, расстояний, вычислять расстояния на местности, применять формулы в простейших ситуациях в повседневной жизни".

Обществознание

Обществознание из года в год держит первое место в топе предметов по выбору, как на ЕГЭ, так и на ОГЭ. Но процент двоечников здесь тоже один из самых высоких. Почему? Ребята толком не готовятся, считают предмет легким. А это далеко не так. Вот, что требуют новые стандарты: ребенок должен знать, чем индивид отличается от личности, суметь описать типичные социальные роли подростка, типы семей, ресурсы и возможности экономики России, ее государственные символы. Плюс - конституционные права и нормы морали. И даже называть особенности регулирования труда работников в возрасте до 18 лет, виды правонарушений...  А еще - различать полномочия президента, Госдумы и правительства, сравнивать политические партии. Кроме того, на уроках обществознания ребенка научат самостоятельно заполнять простейшие виды правовых документов: заявления, доверенности.

Физика

Здесь тоже уклон в практику. Так, школьники должны использовать знания о физических явлениях "для обеспечения безопасности при обращении с бытовыми приборами", "характеризовать физические процессы, используя закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда, "золотое правило" механики". Плюс - распознавать изученные физические явления в окружающем мире: действие силы трения в природе и технике; влияние атмосферного давления на живой организм; устройство артезианских скважин; рычаги в теле человека. Ну и, конечно, школьнику нужно уметь проводить физические опыты.

А для всего этого придется выучить и физические величины (масса, объем, плотность вещества, средняя скорость, сила упругости, сила тяжести, сила трения, давление столба жидкости, момент силы, КПД, кинетическая и потенциальная энергия...) и формулы.
Ну и на "закуску" - приводить примеры вклада российских (К.Э. Циолковский, С.П. Королев,  И.В. Курчатов) и зарубежных (И. Ньютон, Дж. Максвелл, Г. Герц, В. Рентген, М.Склодовская-Кюри, Э.Резерфорд) ученых-физиков в развитие науки.

Биология

На уроках биологии школьников научат сравнивать живое и неживое, описывать организм растения, животного по заданному плану, работать с микроскопом. И даже - внимание - владеть приемами оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и ухода за культурными растениями, домашними животными.

Кроме того, по итогам курса школьники будут иметь представление о важнейших биологических процессах и явлениях: питание, дыхание, транспорт веществ, раздражимость, рост, развитие, движение, размножение. Ребята освоят основы экологической грамотности.

Пестики и тычинки тоже никуда не денутся: в программе - водоросли, мхи, плауны, хвощи, папоротники, голосеменные; покрытосеменные или цветковые. А еще - ракообразные, насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие...

История

Определять длительность исторических процессов, последовательность явлений, синхронизировать события истории разных стран и народов, определять современников, - все это и многое другое должен уметь школьник.

В фокусе - важнейшие даты мировой истории, важнейшие государства и имена: Древняя Греция, Рим, Средневековье, религиозные войны в Европе, война за независимость британских колоний, Французская революция и многое другое. Ну и, конечно, особое внимание - программе отечественной истории.

Итогом курса также должно стать овладение ребенком "приемами взаимодействия с людьми другой культуры на основе ценностей современного российского общества".

Литература

Несмотря на то, что ЕГЭ и ОГЭ по литературе традиционно сдают немного выпускников, стандарты именно по этому предмету вызывают больше всего споров. Как рассказала первый зампредседателя комиссии по развитию образования и науки Общественной палаты России, председатель совета "Ассоциации учителей русского языка и литературы" Людмила Дудова, плюс нового проекта стандартов в том, что и родители и дети будут знать, какие тексты нужно точно прочесть к итоговой аттестации по литературе в 11 классе.

В обязательном списке:  "Слово о полку Игореве", "Гамлет", "Горе от ума", "Евгений Онегин", "Мертвые души", "Собачье сердце" и другие. При этом нужно знать не только произведения, но и важнейшие факты биографии писателей. Плюс - уметь "вести диалог о прочитанном, участвовать в дискуссии на литературные темы, уметь за словом видеть позицию", писать сочинение-рассуждение (не менее 250 слов).

Кстати

Впервые в стандарте появились не только конкретные требования к предметным результатам, но и к материально-техническому оснащению классов, библиотек. К примеру, "физический" класс должен быть оборудован не только мебелью, но и системой хранения учебных пособий, таблиц и плакатов, техническими и электронными средствами, лабораторным оборудованием, демонстрационными приборами.

Официально

Статс-секретарь, заместитель министра просвещения Павел Зенькович:

- Стандарт рассчитан на многие годы вперед. И здесь перед нами стоит сложная задача - мы должны пройти между Сциллой и Харибдой, между четкостью и вариативностью. После появления стандарта на его снове будет разработано несколько примерных образовательных программ, которые сможет выбрать учитель. Будет базовая программа, базовая "плюс", базовая "плюс-плюс…" Это позволит достичь вариативности, о которой мы говорим. Думаю, что уже к осени мы выйдем на подписание приказа новых стандартов. Но, конечно, реально они вступят в действие через какое-то время. И мы еще будем думать, какой должен быть переходный период.

Мнения

Сергей Федорчук, министр образования Новосибирской области:

- Когда в стандартах четко прописаны сами требования к преподаванию предмета, учителю проще готовить ребенка. И даже если на смену одному учителю придет другой, новый педагог сможет легко выяснить, что уже пройдено, а что нет. Важно, что в новых стандартах учитываются возрастные особенности детей. Кроме того, обновленные ФГОС лучше приспособлены к современным условиям. Подготовка ребенка, его школьное обучение должно соответствовать веяниям времени, потребностям рынка труда.

Ольга Олифер, директор Хабаровского центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи:

- В новом проекте ФГОС несколько снижены рамки минимального количества часов для освоения образовательной программы, что призвано снизить нагрузку на детей. Кроме того, умная стандартизация снимает стресс ребенка при переходе из одной школы в другую.

Татьяна Шевцова, директор лицея № 22, г. Орел:

- В плане обновления стандартов с учетом научно-технологического развития проделана большая работа. Но меня как директора волнует вопрос, как будет осуществляться обновление всей техники и программного обеспечения. Ведь регионы очень разные: в одних это сделать проще, в других - сложнее. Хотелось бы заострить на этом внимание. Потому что вопрос обеспечения качества образования напрямую связан с наличием современных технических возможностей. Важно, чтобы нам помогли в этом направлении на федеральном уровне.