Государство как платформа: на IPQuorum 2019 обсудили финансирование культуры в России

12 апреля, Калининград. На Международном форуме по интеллектуальной собственности IPQuorum 2019 прошла дискуссия на тему "Диспут: Монетизация культуры VS этика".
пресс-служба IPQuorum 2019

Участники сессии обсудили, как монетизировать культуру, и должны ли сами художники, актеры и композиторы заниматься вопросами финансирования творческих проектов.

Генеральный директор Большого Московского Цирка Эдгард Запашный заявил, что российскому цирку сложно догонять международный рынок, потому что культура в России финансируется "по остаточному принципу".

"В нашей стране на культуру направляют только те средства, которые остались в бюджете. Вот и получается в итоге, что индустрия цирка не работает. Нужно учитывать, что в цирке сделать имя и прорваться очень тяжело. [Олег Попов] и Юрий Никулин уже ушли. Мы можем создать серьезную конкуренцию канадскому цирку Du Soleil, но нас не слышат и нам не помогают. Наша культура нуждается в общемировом пиаре, и это большая недоработка целой страны. Без помощи государства культуре невозможно выжить", - отметил Запашный.

Культуру не должно волновать зарабатывание денег как главная цель. Она должна помогать стране развиваться и именно таким - опосредованным - образом способствовать приращению материальных благ, полагает председатель Комитета Государственной Думы РФ по культуре Елена Ямпольская:

"Культура - она про качество человека, а не про бухгалтерию. Я категорически против того, чтобы для культуры устанавливались нормативы заработков - посещаемости, продаваемости, окупаемости... Обязательного среднего "окультуривания" в нашей стране нет, и слава Богу. Пойдет ли человек в музей или в театр - это его добрая воля. И она зависит от множества факторов, помимо эффективной работы собственно музея или театра. Зависит от достатка семьи, уровня социальной депрессии в конкретном регионе, уровня воспитания, образования и, в конце концов, от того, что он ежедневно слышит по телевизору - насколько престижно у нас быть культурным", - заявила Ямпольская.

Она добавила, что главный капитал культуры - это не деньги, а одаренные люди: "Нужно считать, прежде всего, таланты, и тогда мы придем в культуре к результату, который нас будет радовать".

Президент Ассоциации IPChain Андрей Кричевский спросил у Ямпольской, какова роль арт-критиков в современном арт-рынке, и действительно ли они являются основными стейкхолдерами конфликта между культурой и её монетизацией, как утверждает писатель Виктор Пелевин в романе "IPhuck10".

Ямпольская ответила, что она не видит в России связи между мнением критиков и монетизацией культурных проектов. "Все, что пишет Пелевин, рождается в его гениальной голове и меняет реальность до неузнаваемости. Думаю, зарубежный опыт арт-рынка по целому ряду причин у нас в обозримом будущем не приживется. И я бы не стала переживать по этому поводу. У нас сложились свои замечательные национальные традиции взаимодействия человека с культурой", - сказала Ямпольская.

Также эксперты отметили, что в культурных проектах может участвовать частный капитал, который обеспечивает прямой выход на монетизацию. Примеры эффективности такой модели есть в театральной жизни, музыке, частных музеях. Если получается монетизировать культурный проект, то он имеет шансы на успех.

Руководитель отдела по работе с органами государственной власти Управления социально-политических исследований ВЦИОМ Кирилл Родин рассказал о ценовой политике в сегменте кинематографа. По данным исследовательской организации, среднестатистический интернет-пользователь в России не готов платить больше 490 рублей в месяц за онлайн-подписку на лицензионные копии сериалов и фильмов. 

Родин также объяснил, как качество контента влияет на поведение потребителей. Респондентов исследования попросили выбрать между качественным платным контентом и бесплатным, но некачественным. "Гарантия качества продукта заведомо влияет на его потребительское поведение. Сегодня среди россиян абсолютная доля пользователей - больше 50% - встала на сторону автора. Также в российском сегменте интернета есть запрос на хорошее качество и доступную стоимость контента", - сказал эксперт.

В результате дискуссии эксперты пришли к мнению о необходимости соблюдения баланса между понятием культурной ценности творческого произведения и его экономической эффективности.

Также участниками дискуссии стали руководитель казначейства банка "Новый век" Александр Анисов, советник по цифровизации и развитию НИУ "Высшая школа экономики", кандидат юридических наук Евгений Лохматов, генеральный директор "Русского концертного агентства" Дмитрий Гринченко, автор проекта "Я в театре", театральный критик Алексей Киселев, импресарио Федор Елютин.