Новости

15.04.2019 14:16
Рубрика: Культура
Проект: В регионах

В Пскове прошел Фестиваль русской музыки

Текст: Ульяна Вылегжанина (Псков)
Прошедший март ознаменовался для Пскова крупными музыкальными премьерами. Впервые псковичи увидели балет "Лебединое озеро", впервые на главной псковской сцене выступил симфонический оркестр легендарной Мариинки. Все эти премьеры, встреченные переполненными залами, стали возможны благодаря 45-му Фестивалю русской музыки. О прошедших мероприятиях и музыкальных перспективах Пскова мы беседуем с художественным руководителем фестиваля, главным дирижером Симфонического оркестра Псковской филармонии Николаем Хондзинским.
 Фото: Пресс-служба Псковской областной филармонии  Фото: Пресс-служба Псковской областной филармонии
Фото: Пресс-служба Псковской областной филармонии

"Лебединое озеро" показывали в Пскове дважды - и оба раза был аншлаг. Давно ли псковичи стали любителями балета?

Николай Хондзинский: Первый балет в сопровождении живого симфонического оркестра Псков увидел совсем недавно, в сентябре прошлого года. Мы открыли 75-й юбилейный концертный сезон Псковской филармонии совместным проектом с Имперским русским балетом - постановкой "Шахерезада" на музыку Римского-Корсакова. Выступление собрало полный зал, интерес со стороны публики был колоссальным, и мы решили развивать это направление. Разумеется, захотелось показать зрителям "Лебединое озеро" - один из самых известных балетов за всю историю и русской, и мировой хореографии. Это был наш второй совместный проект с труппой Имперского русского балета - и, я уверен, не последний.

На закрытии фестиваля именно вы дирижировали симфоническим оркестром Мариинского театра. Каково это - руководить "чужими" маститыми музыкантами?

Николай Хондзинский: Я несколько лет сотрудничаю с симфоническим оркестром Мариинского театра в качестве приглашенного дирижера. Мы неоднократно выступали вместе, я хорошо знаю этих музыкантов, очень их ценю и люблю. У нас уже сложился комфортный творческий контакт, позволяющий свободно себя чувствовать на сцене.

За два дня до псковского концерта мы встречались в Санкт-Петербурге, была репетиция на сцене Мариинского театра. Прямо перед концертом на сцене Псковской филармонии мы провели еще одну часовую репетицию, музыканты привыкали к акустике. Впрочем, симфонический оркестр Мариинки - это коллектив, который постоянно выступает на разных сценах. Привыкнуть к сцене, которую они раньше никогда не видели, это вообще не проблема для этих музыкантов. Скорее, часть постоянной работы.

Отзывы о концерте, насколько мне известно, были близки к восторженным.

Николай Хондзинский: Зал действительно очень тепло встречал музыкантов, что было относительно предсказуемо. Речь идет о феноменальном коллективе, который отличает невероятная отдача. Кроме того, концерт у нас завершался "Патетической" симфонией Чайковского - музыкой, которая в принципе не может оставить кого-то равнодушным.

По поводу шестой симфонии я приготовила отдельный вопрос. Почему в качестве завершающей ноты и концерта, и фестиваля вы выбрали именно ее? Ведь шестую симфонию окутывает некий трагизм. Уместен ли он для финала фестиваля?

Николай Хондзинский: Когда стало очевидным, что с организацией концерта симфонического оркестра Мариинского театра все сложится, я решил включить в концертную программу что-то максимально яркое, знаковое для русской и мировой музыкальной культуры. Выбор пал на "Патетическую" симфонию. Если не ошибаюсь, она звучала в Пскове всего лишь однажды. И мне очень хотелось, чтобы наши слушатели имели возможность услышать вживую это откровение в исполнении одного из лучших оркестров мира.

Эта музыка действительно полна трагизма, в ней - итог композиторского гения Петра Ильича. В то же время трагизм музыки Чайковского иногда, как мне кажется, необходимо переживать нам всем. Эта музыка очищает и преображает нас.

Шестая симфония в финале - это некая эмоциональная черта и выступления, и фестиваля в целом. Когда исполнение завершилось, повисла пронзительная тишина - тишина, которую можно было послушать. Я убежден, каждый, кто выходил в этот вечер из переполненного филармонического зала, уносил с собой что-то подлинное и важное.

Какие музыкальные открытия ждут псковичей впереди?

Николай Хондзинский: Прошедший фестиваль показал, как нуждаются наши слушатели в хорошей музыке. Впереди огромная работа. До конца сезона псковичи услышат на сцене двух замечательных солистов - Гайка Казазяна и Никиту Мндоянца, которые приедут к нам в рамках программы Министерства культуры РФ "Всероссийские филармонические сезоны".

Уже сейчас мы формируем следующий сезон и готовим для наших слушателей много ярких проектов. В том числе отдельный "театральный" абонемент, в рамках которого мы продолжим знакомить псковскую публику с мировыми балетными шедеврами. Кроме того, при поддержке Мариинского театра откроем "оперное" направление. Это и приезд коллективов и солистов с мировыми именами на нашу сцену, и новый для нашей филармонии камерный формат концертов.

Справка "РГ"

Николай Хондзинский - российский дирижер, лауреат премии имени Бориса Чайковского, Международных Баховских фестивалей, премии правительства Москвы. Выпускник Колледжа имени Гнесиных (факультет хорового дирижирования) и Московской консерватории по кафедре оперно-симфонического дирижирования. Николай - основатель, художественный руководитель и дирижер Камерной капеллы "Русская консерватория", базирующейся в Москве. Этот коллектив снискал репутацию первооткрывателя незаслуженно забытых шедевров отечественной музыки ХХ столетия и неизвестных в России памятников европейского музыкального барокко. Главным дирижером Симфонического оркестра Псковской филармонии Николай Хондзинский стал летом прошлого года. Сейчас он работает и живет на два дома, успешно развивая и псковский, и московский проекты.

Культура Театр Музыкальный театр Филиалы РГ Северо-Запад СЗФО Псковская область Псков
Добавьте RG.RU 
в избранные источники