"Лебединое озеро" показывали в Пскове дважды - и оба раза был аншлаг. Давно ли псковичи стали любителями балета?
Николай Хондзинский: Первый балет в сопровождении живого симфонического оркестра Псков увидел совсем недавно, в сентябре прошлого года. Мы открыли 75-й юбилейный концертный сезон Псковской филармонии совместным проектом с Имперским русским балетом - постановкой "Шахерезада" на музыку Римского-Корсакова. Выступление собрало полный зал, интерес со стороны публики был колоссальным, и мы решили развивать это направление. Разумеется, захотелось показать зрителям "Лебединое озеро" - один из самых известных балетов за всю историю и русской, и мировой хореографии. Это был наш второй совместный проект с труппой Имперского русского балета - и, я уверен, не последний.
На закрытии фестиваля именно вы дирижировали симфоническим оркестром Мариинского театра. Каково это - руководить "чужими" маститыми музыкантами?
Николай Хондзинский: Я несколько лет сотрудничаю с симфоническим оркестром Мариинского театра в качестве приглашенного дирижера. Мы неоднократно выступали вместе, я хорошо знаю этих музыкантов, очень их ценю и люблю. У нас уже сложился комфортный творческий контакт, позволяющий свободно себя чувствовать на сцене.
За два дня до псковского концерта мы встречались в Санкт-Петербурге, была репетиция на сцене Мариинского театра. Прямо перед концертом на сцене Псковской филармонии мы провели еще одну часовую репетицию, музыканты привыкали к акустике. Впрочем, симфонический оркестр Мариинки - это коллектив, который постоянно выступает на разных сценах. Привыкнуть к сцене, которую они раньше никогда не видели, это вообще не проблема для этих музыкантов. Скорее, часть постоянной работы.
Отзывы о концерте, насколько мне известно, были близки к восторженным.
Николай Хондзинский: Зал действительно очень тепло встречал музыкантов, что было относительно предсказуемо. Речь идет о феноменальном коллективе, который отличает невероятная отдача. Кроме того, концерт у нас завершался "Патетической" симфонией Чайковского - музыкой, которая в принципе не может оставить кого-то равнодушным.
По поводу шестой симфонии я приготовила отдельный вопрос. Почему в качестве завершающей ноты и концерта, и фестиваля вы выбрали именно ее? Ведь шестую симфонию окутывает некий трагизм. Уместен ли он для финала фестиваля?
Николай Хондзинский: Когда стало очевидным, что с организацией концерта симфонического оркестра Мариинского театра все сложится, я решил включить в концертную программу что-то максимально яркое, знаковое для русской и мировой музыкальной культуры. Выбор пал на "Патетическую" симфонию. Если не ошибаюсь, она звучала в Пскове всего лишь однажды. И мне очень хотелось, чтобы наши слушатели имели возможность услышать вживую это откровение в исполнении одного из лучших оркестров мира.
Эта музыка действительно полна трагизма, в ней - итог композиторского гения Петра Ильича. В то же время трагизм музыки Чайковского иногда, как мне кажется, необходимо переживать нам всем. Эта музыка очищает и преображает нас.
Шестая симфония в финале - это некая эмоциональная черта и выступления, и фестиваля в целом. Когда исполнение завершилось, повисла пронзительная тишина - тишина, которую можно было послушать. Я убежден, каждый, кто выходил в этот вечер из переполненного филармонического зала, уносил с собой что-то подлинное и важное.
Какие музыкальные открытия ждут псковичей впереди?
Николай Хондзинский: Прошедший фестиваль показал, как нуждаются наши слушатели в хорошей музыке. Впереди огромная работа. До конца сезона псковичи услышат на сцене двух замечательных солистов - Гайка Казазяна и Никиту Мндоянца, которые приедут к нам в рамках программы Министерства культуры РФ "Всероссийские филармонические сезоны".
Уже сейчас мы формируем следующий сезон и готовим для наших слушателей много ярких проектов. В том числе отдельный "театральный" абонемент, в рамках которого мы продолжим знакомить псковскую публику с мировыми балетными шедеврами. Кроме того, при поддержке Мариинского театра откроем "оперное" направление. Это и приезд коллективов и солистов с мировыми именами на нашу сцену, и новый для нашей филармонии камерный формат концертов.
Справка "РГ"
Николай Хондзинский - российский дирижер, лауреат премии имени Бориса Чайковского, Международных Баховских фестивалей, премии правительства Москвы. Выпускник Колледжа имени Гнесиных (факультет хорового дирижирования) и Московской консерватории по кафедре оперно-симфонического дирижирования. Николай - основатель, художественный руководитель и дирижер Камерной капеллы "Русская консерватория", базирующейся в Москве. Этот коллектив снискал репутацию первооткрывателя незаслуженно забытых шедевров отечественной музыки ХХ столетия и неизвестных в России памятников европейского музыкального барокко. Главным дирижером Симфонического оркестра Псковской филармонии Николай Хондзинский стал летом прошлого года. Сейчас он работает и живет на два дома, успешно развивая и псковский, и московский проекты.