В том году без вести пропала актриса Вера Ивлева, ее тело нашли только через три месяца. По версии следствия, случайно сбивший ее водитель закопал свою жертву в снег и скрылся - Бог знает, что было на самом деле. Был ограблен храм Покрова на Нерли. В Москве, у здания посольства США, взорвались "Жигули", после взрыва гранаты на Курском вокзале погиб человек. Венгрия, Польша и Чехия вступили в НАТО. Бывший полковник генштаба, угрожая ружьем, захватил главного бухгалтера банка "Российский кредит" и потребовал свой вклад - 22 тысячи долларов. Деньги были нужны для лечения жены, когда их передавали, его взяли... Жизнь была богата на сюжеты, близкие к тому, что разворачивается в фильме: вооружившийся самозарядной винтовкой Драгунова пенсионер мстил насильникам, осквернившим его внучку, а милиция их защищала. Ничего необычного тут не было: в марте три пули получил один из вице-губернаторов, в апреле в лифте московского "Интуриста" взорвался килограмм тротила, пострадали 11 человек.
За сюжетом фильма, за тем, что происходит с пенсионером Иваном Афониным, встает история сыгравшего его Михаила Ульянова. У него еще оставалось 8 лет жизни, он возглавлял Союз Театральных Деятелей, был художественным руководителем театра имени Вахтангова, где работал со студенческой скамьи. При этом популярнейший артист советской эпохи, кавалер двух орденов Ленина, Ленинской, Государственной и многих других премий, в прошлом член Центральной ревизионной комиссии ЦК КПСС, находился в морально невыносимой ситуации: СТД разорялся, терял собственность, а театр Вахтангова-публику. Что со всем этим делать, Ульянов не понимал. Он отвечал за все и мало что мог изменить, его житейские навыки не подходили для этого безумного времени, он терял почву под ногами. Те, кто разговаривал с Михаилом Ульяновым в это время, наверняка запомнили его глаза - тогда он был очень похож на своего героя в "Ворошиловском стрелке".
В 1986-м Ульянов заменил на посту председателя ВТО опытного номенклатурного игрока Царева, и оно превратилось в СТД. Театральный союз был старейшим отечественным собственником, ему принадлежали работавшие с дореволюционных времен фабрики театральной косметики. Огромные средства были вложены в строительство медицинского центра, реконструкцию домов отдыха. А потом не выдержавшие конкуренции с импортом производства потерпели крах, и СТД обнищал - обстоятельства Ивана Афонина Михаилу Ульянову были понятны.
Реванш, на который в 1999-м намекал Говорухин, не состоялся. История пошла иным путем, другим стал и сам режиссер. Остался фильм, как точный, мимолетный слепок эпохи. Кино говорит о времени больше, чем энное количество научных трудов, важно уметь это услышать.
Жизненные обстоятельства героя "Ворошиловского стрелка" были понятны Михаилу Ульянову.