Такую информацию собирают, например, владельцы социальных сетей или сотовые операторы. Гаджеты позволяют отследить не только чем живет и дышит конкретный человек, но держать руку на пульсе у широких народных масс. Чем люди интересуются в интернете? Сколько чашек кофе в среднем выпивает офисный клерк? На что улетают деньги с банковских карт?
Для бизнес-структур такая информация настоящее золото. Но обычному человеку приходится жить в условиях полной прозрачности. А это как минимум опасно: кто и как воспользуется сокровенными знаниями про твою жизнь?
Комиссия по правовому обеспечению цифровой экономики при Московском отделении Ассоциации юристов России в Московском государственном университете имени О.Е. Кутафина (МГЮА) провела "круглый стол" по вопросам правового статуса обезличенных данных в контексте развития технологий Big Data.
По мнению председателя комиссии московского отделения АЮР Александра Журавлева, одна из проблем сегодня в законодательстве в том, что недостаточно четко определено понятие "обезличенные данные". В итоге строгие условия защиты персональных данных распространяются и на информацию, косвенно связанную с тем или иным гражданином.
Для обычного человека это хорошо: его тайны вроде бы защищены. Правда, на деле его жизнь все равно становится прозрачной для тех, кто держит наши гаджеты за невидимые проводки.
При этом, по мнению экспертов, формальные ограничения создают барьеры для реализации Национальной программы "Цифровая экономика". Поэтому представители правового сообщества предлагают модернизировать законодательство о персональных данных.
По мнению члена комиссии московского отделения АЮР, кандидата юридических наук Александра Савельева, необходимо ввести разграничение между двумя основными группами обезличенных данных. Первая группа: собственно обезличенные данные, которые, сохраняя связь с физлицом, продолжают оставаться персональными данными. Вторая: данные, утратившие в результате их обработки связь с конкретным человеком (анонимными данными). Как полагает Александр Савельев, такие меры позволят облегчить использование данных, представляющих интерес для бизнеса, например, о предпочтениях групп пользователей, массивов геолокационных данных, зашифрованных данных и прочих. Например, сотовые компании смогут предоставлять статистику, сколько граждан посещает в субботний день ВДНХ или Парк Горького. А платежные системы расскажут, на что и сколько тратят денег гулящие по центру Москвы люди во вторник.
Эксперты предлагают изменить механизм получения согласия от пользователя на обработку персональных данных. "Гражданин должен быть более вовлеченным в процесс распоряжения своими данными, для чего ему необходимо предоставить более гибкие и удобные инструменты для выражения своего волеизъявления и его возможного отзыва", - говорит Александр Савельев.
Маркетологи смогут даже доплачивать человеку за разрешение читать его жизнь.