Cirque du Soleil периодически выступает в России, у нас он популярен - публику не отпугивают даже очень высокие цены на билеты. Du Soleil славен виртуозной работой акробатов, часто выступающих без страховки, это придает действию особый драйв, но трое артистов цирка погибли. (В 2016 г. погиб и сын одного из основателей du Soleil, Жиля Cте-Круа, цирковой техник - за кулисами, из-за травмы, нанесенной оборудованием.) Машинерия в Cirque du Soleil изощренная - его представления создаются на соединении традиционного цирка, театра, музыкального шоу и чего-то другого, что было создано именно здесь. Спектакли цирка ставят театральные и кинорежиссеры, с ним сотрудничал знаменитый канадский режиссер Робер Лепаж, позже использовавший эстетику и приемы du Soleil при работе над операми.
Du Soleil создает очень современные зрелища: это и цирк нового поколения, и уникальный, суперуспешный бизнес-проект, который изучают в нашем Сколково. На уровень прибыли, сопоставимой с прибылью знаменитого цирка Барнума, du Soleil вышел всего за несколько лет, а не за 100, как американцы. При этом он - и это особенно интересует экономистов - создал для себя принципиально новую, неконкурентную нишу.
Над "Торуком", к примеру, работал сам Джеймс Кэмерон, создатель "Аватара". Здесь действуют огромные, управляющиеся вручную куклы и воздушные змеи, прямо над зрителями летает кайт площадью шесть квадратных метров. В шоу 40 видеопроекторов, площадь засветки - почти 2000 квадратных метров, декорации сменяются оптически: по сути дела, оно является гибридом "живого" выступления и кино. Высота сцены - 26 метров, акробаты, как всегда, работают виртуозно, многие без страховки. Сложно представить, что все это началось с уличных выступлений юного дауншифтера-аккордеониста, исполнявшего канадскую народную музыку. Когда сборы были плохими, а погода теплой, Ги Лалиберте ночевал на садовых скамейках.
Его отец был управляющим компанией, мать работала медсестрой, а ему хотелось другого. Молодой человек отправился путешествовать по Европе с 1000 долларов в кармане. Этих денег хватило ненадолго, и он зарабатывал музыкой, потом научился ходить на ходулях и глотать огонь. Вернувшись домой, Ги решил, что ему надо быть как все, и устроился на нормальную работу. Через 3 дня он потерял ее из-за забастовки и понял, что это знак судьбы. После этого он стал уличным артистом - сперва посредственным, затем очень хорошим. А потом и хватким предпринимателем: для того чтобы выбить из правительства штата Квебек грант на создание труппы, он прошел на ходулях 90 километров: массмедиа подняли шум, и ему дали деньги.
Cirque du Soleil возник, когда Канада праздновала 450-летие собственного открытия - в 1983 г. он получил полтора миллиона долларов для организации супершоу. Это был разовый проект, но когда торжества закончились, цирк получил новый грант. В 1986-м, когда кончились и эти деньги, а долг цирка приблизился к 750 000, выкрутился чудом. Когда в 1987-м Ги Лалиберте повез Cirque du Soleil в Лос-Анджелес на фестиваль искусств, денег на обратную дорогу у него не было. Успех оказался грандиозным, в Лос-Анджелесе начал работать постоянный филиал цирка, там обосновалась основная часть труппы. Cirque du Soleil получил великолепную рекламу и начал приносить прибыль - от 600 миллионов до миллиарда долларов в год. Пришло время грандиозных шоу, обходившихся в десятки миллионов долларов, а приносили они сотни миллионов. Совсем недавно личное состояние Лалиберте оценивалось в 1,9 миллиарда долларов: он хотел стать артистом, а стал одним из пяти самых богатых людей Канады.
Ги Лалиберте умел заниматься бизнесом. У него были партнеры, но деньги на цирк всегда доставал он, и в конце концов в его руках оказались 95% акций. А еще он игрок, авантюрист, человек жадный до нового. Лалиберте слетал в качестве туриста на международную космическую станцию, стал профессиональным игроком в покер. У него 2,5 миллиона долларов турнирных выигрышей, максимальный выигрыш в 1,834 миллиона долларов, а в онлайн-покер он, как пишут, проиграл больше 31 миллиона. Для него это немного, небольшой процент состояния.
В конце концов выяснилось, что расходы на подготовку новых представлений непомерно высоки. Ги Лалиберте пришлось сократить 400 человек - для компании, в которой работало около 5000 сотрудников, это было много. В 2017-м он продал большую часть своих акций международному консорциуму и получил за них 1,5 миллиарда долларов. По словам Лалиберте, он сделал это, поговорив с каждым из своих пяти детей. Ни один из них не захотел продолжать его дело.
Для российского цирка эта ситуация невозможна. Он остается клановым, семейным делом и по праву гордится своими династиями: Запашные, к примеру, ведут профессиональную родословную еще с дореволюционных времен. Цирковые дети растут за кулисами, перенимают мастерство, а повзрослев, и профессию. Возможно, здесь и заключена причина того, что великолепный, славящийся мастерством своих артистов русский цирк не путешествует по миру с приносящими гигантские прибыли шоу.
Ги Лалиберте изучал наш опыт, он бывал и в цирке на проспекте Вернадского, и в Цирке на Цветном, у него выступал Полунин. Больше 30% артистов Cirque du Soleil - выходцы из России, и люди цирка, и закончившие карьеру спортсмены. Не будет большой ошибкой сказать, что другие 30% приехали из Украины и тоже принадлежат к нашей школе.
В "Лужниках" публика станет аплодировать нашим артистам, работающим под брендом Cirque du Soleil, но у нас такой цирковой компании пока не появилось, популярность отечественного цирка поблекла даже в нашей стране. По данным отчета Счетной палаты о проверке обоснованности использования федеральных средств и реализации мероприятий Концепции развития циркового дела, в 2014 году посещаемость цирковых представлений упала в два раза, с 10 до 5 миллионов человек.
Наша беда в больших проблемах с режиссурой: замечательный цирковой режиссер Валентин Гнеушев так и не сумел реформировать отечественный цирк. Кино- и театральные режиссеры, по примеру Cirque du Soleil, в нем не работают.
Дети цирковых артистов воспитаны "цирковым конвейером", переездами из города в город. Повзрослев, они начинают определять лицо цирка, но не могут взглянуть на него со стороны. Семейная летопись любой цирковой династии могла бы лечь в основу приключенческого телесериала: Запашные были акробатами, наездниками, дрессировщиками. Мстислав Запашный чуть не утонул, когда загипсованный после падения на арене возвращался на корабле из Японии - во время шторма иллюминатор был открыт, и вода залила каюту. Поправившись, он спас из когтей тигрицы брата Вальтера.
Это высочайшие профессионалы, смелые, преданные своему делу люди, но идея нового цирка, цирка как синтеза разных видов искусства, им чужда. Реформировать его они не будут. В Cirque du Soleil, например, никогда не было номеров с животными. В мире их популярность падает, ряд стран уже запретили такие выступления.
А у нас существует великолепная школа дрессировки - как быть с этим?
В мае и апреле в "Лужниках" будут аплодировать Cirque du Soleil, деятелей нашего цирка его успех традиционно тревожит. Было бы хорошо, если бы это стало стимулом к переменам: они давно назрели.