Искусственный интеллект поможет увеличить добычу нефти

Российским программистам удалось найти решение, оптимизирующее работу электроприводного центробежного насоса. Его использование может привести к увеличению объема добычи нефти с каждой скважины на 1,5 процента без дополнительных капвложений.
iStock

Программный модуль оснащен искусственным интеллектом, который дает рекомендации, основанные на анализе исторических больших данных. Он анализирует текущую частоту, поток нефти, периоды прерывистого режима работы насоса и другие параметры и предлагает такой режим работы скважины, который обеспечивает максимальное стабильное извлечение нефти в течение определенного времени.

Экономический эффект от внедрения инновации оценивается в 108 миллионов рублей в год

"Повышение эффективности - главный мотив для всех инвестиций в цифровизацию. По мнению Gartner, разработка концепции интеллектуального нефтяного месторождения может помочь добывающим компаниям сократить расходы на пять процентов и увеличить объем добычи на два процента. CERA считает, что "умное нефтяное месторождение" может привести к снижению себестоимости на 1-6 процента, сокращению времени простоя нефтяных скважин до четырех процентов и снижению трудоемкости до 25 процентов, - говорит руководитель группы разработчиков AI для нефтегазовой отрасли компании "Цифра" Дмитрий Крикунов. - Более того, ученые уверенно заявляют, что эпоха нефти скоро закончится, и запасы легкодоступных углеводородов почти исчерпаны. Цифровизация нефтегазовой промышленности позволяет упростить добычу труднодоступной нефти и продлить продолжительность жизни углеводородной экономики на более чем одно десятилетие".

Программный комплекс успешно прошел испытания на 500 нефтяных скважинах одной из крупнейших нефтедобывающих компаний в Ханты-Мансийском автономном округе. Экономический эффект от внедрения инновации для ВИНК оценивается в 108 миллионов рублей в год при окупаемости ПО в 6 месяцев. Наибольший спрос на это программное обеспечение, кроме России, ожидается в Китае, США, Канаде и странах Юго-Восточной Азии, где находится большое количество старых скважин с падающим объемом добычи.