Новости

16.04.2019 20:53
Рубрика: Общество

Не по уму

Киберспортсменам не удалось переиграть искусственный интеллект
Сегодня искусственный интеллект работает в банках, ставит диагнозы в больницах, распознает лица, выявляет террористов. А на "закуску" - обыгрывает в пух и прах чемпионов мира по шахматам, го и даже покеру… Вот и сильнейшие в мире киберспортсмены тоже не устояли: на днях машина разгромила пятерых ветеранов Dota2.

Это вам не игрушки

Что такое Dota2? Это одна из самых популярных компьютерных игр. Каждый день в ней "зависает" одновременно несколько сотен тысяч пользователей. Что все они делают в виртуальности? Бьются друг с другом в командах по пять человек, стараясь уничтожить главное здание на базе противника. Одна команда играет за светлую сторону, другая - за темную. На выбор - больше ста уникальных героев на любой вкус: орки, гоблины, эльфы… Детские забавы? Не совсем: зарплата профессионального игрока в Dota2 может достигать десятков тысяч долларов в месяц. А на ежегодном чемпионате мира - The International - команда может выиграть более 10 миллионов долларов. Подобные события собирают стадионы фанатов. Такие виртуальные матчи транслируют ведущие каналы, их смотрят десятки миллионов зрителей по всему миру. А победители - те же школьники или ребята чуть постарше - становятся кумирами для поколения.

С машиной в "Доту" не садись

На днях одна из таких "звездных" команд - действующие чемпионы мира OG - сразилась с не менее "звездным" искусственным интеллектом - OpenAI. Его основатель - изобретатель и миллиардер Илон Маск. Вся "фишка" умной системы - в методе глубокого обучения: машина может следить, как играют люди, и запоминать используемые стратегии. А затем "оттачивать" их бесконечно: бот может играть сам с собой около 60 партий Dota2 в минуту. Для сравнения: у человека одна партия занимает в среднем 40 минут. Но "фишка" еще и в другом.

Когда 20 лет назад знаменитый компьютер Deep Blue обыграл Гарри Каспарова, то успех зависел от способности просчитать на максимальное количество ходов вперед. В Dota2 такой номер не пройдет. Соперники не знают всего, что делают оппоненты. Важную роль играет предсказание действий противника. Это дает человеку шанс.

- Прошедший матч между OpenAI и командой OG говорит не так много о возможностях искусственного интеллекта. Да, он вышел из встречи победителем, но не все так однозначно, - считает профессиональный киберспортсмен Алексей Васильев (Winstrike Team). - Во-первых, в матче можно было использовать только 17 героев. Еще сотня осталась за бортом. А в Dota2 выбор героев чрезвычайно важен: весомое преимущество можно захватить уже на этом этапе. Во-вторых, обучаться может не только искусственный интеллект, но и человек. Боты изучили миллионы человеческих игр, а вот мы пока видели очень мало карт с участием машины. Увидев больше, мы сможем сделать выводы и понять, как "умную" систему можно удивить и обхитрить. Многие нюансы в игре действительно требуют просчета, мгновенной реакции - и здесь человек конкурировать с ИИ не может. Но никто не отменял креативную составляющую, нестандартные решения, к которым машина окажется не готова.

А как у нас

По оценкам, аудитория российского киберспорта (то есть те, кто любит играть сам и наблюдает за профессиональными матчами) достигает более 12 миллионов человек. При этом профессиональными спортсменами из них становятся единицы. Самые популярные игры - Dota 2, Counter-Strike:GO, PUBG. Заработки киберспортсменов сильно разнятся. И если профессионал имеет сотни тысяч рублей в месяц, колесит по всему миру, то любители на городских или студенческих соревнованиях получают раз в десять меньше. Но это, впрочем, недурная прибавка к стипендии.

Почему киберспорт сегодня так "выстрелил"? Эксперты отмечают: если раньше мальчишки играли во дворе в футбол, то теперь они играют в видеоигры. Компьютер пусть не самый мощный, но есть практически в каждой семье. Мощности здесь и не нужны - разработчики ориентируются на самую широкую аудиторию. Итог?

- За популярностью приходят рекламодатели, а с ними большие деньги. Такова формула успеха. К тому же разработчики игр тоже соревнуются друг с другом, пытаясь создать успешный продукт. И киберспорт становится инструментом продвижения игры. Отсюда миллионные вливания в призовые как способ привлечь внимание к своему проекту, - считает аналитик Winstrike Team Мария Гунина.

Многие крупные российские компании подписывают контракты с профессиональными игроками и платят им зарплату. Плюс - проводят собственные масштабные турниры, запускают медиаплатформы, плотно работают с молодежной аудиторией. Среди них, к примеру, большинство сотовых операторов. Есть и банки, и "айтишные" компании.

Родителю на заметку

Последние исследования показывают: компьютерные игры не вызывают агрессию сами по себе. Но - внимание - могут вызвать зависимость. И это факт. Так как понять: где безопасное увлечение, а где - нездоровое поведение? Где - зависимость, а где - способ добиться успеха? Стоит ли запрещать ребенку участвовать в киберспортивных турнирах? Грань очень тонкая. Но все-таки можно попытаться ее определить.

- Главный показатель - не конкретное число потраченных в игре минут, а то, какую значимость они приобретают для человека. Может ли он критически посмотреть на то, что делает? Если виртуальная жизнь становится важнее учебы или работы, важнее семьи... - рассказал ранее заместитель директора МНПЦ наркологии Департамента здравоохранения Москвы, доктор медицинских наук Олег Бузик. - Поэтому есть универсальный признак зависимого поведения, на который мы ориентируемся. Он звучит так: "несмотря на". Подросток играет целыми днями в приставку, несмотря на двойки в школе? Проводит все выходные на диване с гаджетом, несмотря на хорошую погоду? Часами сидит в соцсетях, несмотря на то, что родителям нужна помощь? Это признаки серьезных проблем.

Общество Наука РГ-Фото
Добавьте RG.RU 
в избранные источники