16.04.2019 19:00
    Поделиться

    "Код Красный": полюбила коммуниста и корону предала

    Где-то в тихом британском спальном районе милая старушка занимается своими старушечьими делами: в садике копается, чаевничает, газетки почитывает. Как вдруг к ней вламываются люди в костюмах, берут под белы рученьки и увозят в застенки для сурового допроса. Причем обвиняют бабулю ни много ни мало в государственной измене и шпионаже.
    kinopoisk.ru

    Эта история - вернее, отдаленно похожая - действительно произошла двадцать лет назад с преклонных лет дамой, которую звали Мелита Норвуд и которая около 40 лет служила агентом советской разведки во имя идеалов коммунизма, за что была награждена орденом Трудового Красного Знамени. В фильме "Код Красный" ее зовут Джоан, и, согласно ему, шпионила она ради мира во всем мире, а не потому что коммунистка, и не 40 лет, а всего чуть-чуть. И не Иванов, а Рабинович, и не в лотерею, а в преферанс, и не выиграл, а проиграл. Но "основано на реальных событиях".

    Пожилая Джоан (Джуди Денч) сидит, значит, и рассказывает: помню, я еще молодушкой была. И мы переносимся в конец 30-х, где Джоан играет уже Софи Куксон (Рокси из Kingsman). Она целомудренная студентка, изучает физику. Однажды к ней в окно вваливается сокурсница, вся такая вульгарная и с сигаретой, русская иммигрантка. Меж ними завязывается дружба, а вскоре Джоан западает на брата своей новой знакомой, левого активиста Лео.

    Он называет ее "мой маленький товарищ", она млеет и смотрит ему благоговейно в рот, пока еще не подозревая, что этим коммунистам от порядочной девушки надо одного - секретных документов, да побольше. И все же Джоан, успевшая к тому моменту устроиться в закрытый НИИ, прозревает, выгоняет проходимца и обращает внимание на своего начальника, мужчину постарше, поумнее, но женатого. Тем временем клонится к закату война, у американцев уже есть "Проект Манхэттен", у англичан тоже почти все готово, и лишь советские ученые отстают. На горизонте вновь появляется настырный Лео и снова умоляет поделиться секретами: "Мой маленький товарищ, эта бомба должна быть у всех!"

    Итак, вырисовывается любовный треугольник: один требует Родину предать, у другого кольцо на пальце. Ведь именно этого вы ждали от "реальной истории русской шпионки, предотвратившей Третью мировую войну". Ходульной мелодрамы, обильно нафаршированной кислыми ягодками клюквы. Такой результат, на первый взгляд неожиданный, легко объясним: просто так бывает, когда кто-то пытается лепить из осьминога носорога. Или, как в данном случае, из убежденной коммунистки - наивную пацифистку.

    Вдумайтесь в саму мотивацию: "Я, англичанка, отдам Сталину чертежи ядерного оружия, потому что услышала по радио про Хиросиму и сделала из этого вывод: каждой державе нужно иметь арсенал, потенциально способный похоронить человечество под слоем радиоактивного пепла". И ладно бы это был шпионский триллер какой-нибудь. Шпионским триллерам определенная доля невменяемости порой (только порой) идет даже на пользу. Будь Джоан ближе к собственному прототипу, фильм бы от этого выиграл. Но нет. "Я не шпионка", - говорит она. Правда, ее утверждение с треском проваливает "утиный тест".

    Особенно любопытно рассматривать "Код Красный" через призму нынешних российско-британских отношений. Потому как из него прямо следует, что Россия стала ядерной державой исключительно благодаря одной красивой и отважной британской подданной. И, следовательно, теперешним своим статусом на мировой арене обязана ей. Это, пожалуй, было бы даже смешно, если бы фильм не был столь беспросветно тосклив и халтурен. А халтурен он вопиюще. Показательный момент: у пожилой Джоан есть сын, солидный высокопоставленный дядька. Он, когда узнает о похождениях матери, отказывается ее защищать в суде. Исключительно для того, чтобы через несколько минут, выслушав слезливые, но гордые публичные оправдания, переменить свое мнение и вызваться быть адвокатом. Вот это и называется халтура. Ходульная халтура.

    2
    Поделиться