Это следует из поправок в закон № 115-ФЗ, подготовленных по поручению президента и опубликованных для общественного обсуждения.
Банк сможет блокировать операции только в том случае, когда клиенту присвоен наивысший из установленных правилами внутреннего контроля уровень риска и возникают подозрения об отмывании им преступных доходов. Свои подозрения банкам предстоит письменно фиксировать, раскрывать с аргументированными разъяснениями по запросу клиента в течение пяти дней и одновременно давать рекомендации, какие документы нужно донести, чтобы снять подозрения.
Впрочем, правила внутреннего контроля определяет сам банк, а требования по раскрытию причин отказа уже содержатся в методических рекомендациях Банка России.
Непредставление документов, следует из законопроекта, само по себе не должно являться основанием для сообщения в Росфинмониторинг об отказе в операции и, соответственно, для включения клиента в "черный список" отказников.
Документ закрепляет норму (также уже выраженную в рекомендациях Банка России) о том, что наличие клиента в общебанковском черном списке не может быть единственным основанием для присвоения ему наивысшего уровня риска и, как следствие, для повторного отказа в проведении операции или в открытии счета.
Банк России воздержался от комментариев к законопроекту, отметив лишь, что участвует в его обсуждении.