Почему IT-бизнесу есть смысл оставаться в России

Существует мнение, что для выхода на глобальный рынок IT-компания должна базироваться в Силиконовой долине, где сосредоточены возможности роста и перспективы для бизнеса.
iStock

Некоторые игроки технологического рынка доказывают, что международная экспансия возможна и из московских офисов. Есть несколько аргументов в пользу размещения офиса в России, и все они проверены на личном опыте.

Первая причина - качественные кадры. Несмотря на проблему их оттока из страны, Россию в мировом IT-сообществе представляют высококвалифицированные инженеры, способные составить конкуренцию зарубежным коллегам. В первую очередь это обусловлено качественной базой, которую дают в наших технических вузах: высшее образование уже не показатель уровня разработчика, но остается весомым плюсом с точки зрения фундаментальных знаний.

Бурное развитие IT в России связано с невысоким порогом входа в сферу молодых специалистов. В отличие от Запада у нас не сформирована культура покупки лицензионных программ, книг и курсов - хорошо это или плохо, но в Рунете можно найти пиратские версии практически любой программы, книги или бесплатные записи лекций известных ученых и преподавателей. У условного студента из России гораздо больше шансов освоить программирование, не думая о стоимости лицензии и сроке ее действия, нежели у студента из Европы или Соединенных Штатов.

Наконец, экспертиза редко бывает сконцентрирована в одной точке планеты: работа над прорывными технологиями, как правило, ведется независимо друг от друга в нескольких местах одновременно. Например, беспилотные автомобили - актуальный на сегодня тренд в Кремниевой долине - уже можно встретить и на территории "Сколково".

Вторая причина - низкая стоимость разработки, если сравнивать с разработкой за рубежом, стоимость которой напрямую зависит от оплаты рабочих часов программистов. Несмотря на разницу в зарплате, уровень жизни разработчиков из разных стран примерно одинаков: многие не учитывают налоги, которые, например, в США составляют около 52 процентов от заработка - их платят сами сотрудники, а не работодатель. Также не учитывается, скажем, погашение кредита, взятого на обучение, которое в России чаще всего остается бесплатным. Российские компании могут вкладывать в развитие бизнеса и команды больше средств, становясь привлекательным местом работы для талантливых разработчиков.

Экспертиза редко бывает сконцентрирована в одной точке планеты: работа над прорывными технологиями, как правило, ведется в нескольких местах

Другой момент, который влияет на стоимость разработки, - налоги. В России есть особые условия налогообложения для компаний, работающих в сфере информационных технологий. Например, страховые взносы составляют 14 процентов от зарплаты вместо стандартных 30 процентов, что позволяет увеличить сумму, получаемую сотрудником "на руки". И это не все бонусы, которые есть в России: например, резидентство в "Сколково" освобождает от уплаты НДС, налогов на прибыль и имущество организаций.

Третья причина - отсутствие границ. Поскольку речь идет об IT-сфере, круг клиентов не ограничен территориально: практически любой сервис может работать в той стране, где он необходим, за счет облачных технологий. В то же время можно приобрести или арендовать физические серверы за океаном и поддерживать их работу из Москвы, чтобы обеспечить высокое качество предоставляемых услуг и соответствие нормативным актам разных стран.

Могут возникнуть вопросы другого порядка, например связанные с приемом платежей от иностранных клиентов и отчетностью в другой стране, но и они решаются открытием нового юридического лица: чтобы номинально стать американской компанией, необязательно иметь офис в США с большим штатом сотрудников, достаточно арендовать почтовую ячейку, адрес которой будет указан как юридический.

В качестве иллюстрации к сказанному приведу пример из жизни. 11 лет назад три студента Бауманки решили разработать технологию, с помощью которой можно было бы общаться с собеседником из любой точки планеты без установки дополнительных программ и приложений. Утром однокурсники ходили в университет, днем спешили на работу в офис, а ночами создавали первый в мире телефон в веб-браузере. Спустя несколько лет технология была упакована в "кнопку" онлайн-звонка с сайта. В 2013 году она была полностью переработана в облачную платформу, с помощью которой можно создать сервисы для обслуживания клиентов любой сложности и автоматизировать работу кол-центра.

Сегодня нет принципиальной разницы, из какого города делать глобальный продукт. В основе платформы лежат инновационные технологии, сильная команда и глобальная инфраструктура, которые позволяют вести бизнес из любой точки мира. Житель Москвы похож на жителя Нью-Йорка - при хорошем уровне владения английским и знании менталитета российский паспорт не мешает закрывать успешные сделки за рубежом.

Развитие бизнеса из домашнего офиса отнюдь не освобождает от необходимости ведения работы по локализации продукта, обеспечения поддержки с учетом других временных зон и адаптации маркетинга под запросы местной аудитории. Однако именно IT-сфера позволяет выстраивать эти процессы в наиболее комфортных и понятных условиях: круг делового общения, сложившийся в ходе профессиональной деятельности, помогает с локальным и глобальным развитием компании. Так, основные мощности имеет смысл размещать в той стране, где больше свободы и возможностей для эффективного управления ими.