Например, в методологии Всемирного банка оценки человеческого капитала проводятся по таким компонентам, как детская и младенческая смертность, продолжительность жизни, уровень грамотности и продолжительность образования, а также уровень здоровья. При этом речь идет не о "запасе" человеческого капитала "сегодня", а о потенциале и качестве трудовых ресурсов в будущем, гарантирующих долгосрочное развитие экономики страны. По таким оценкам, Россия, как правило, демонстрирует высокие позиции, которые ей удалось унаследовать и сохранить еще со второй половины XX века.
С другой стороны, Россия давно принадлежит к числу стран, для которых проблемы грамотности и детской смертности перестали быть первостепенными и ушли на второй план. Поэтому необходимы дополнительные критерии для оценки уровня и качества человеческого капитала.
Некоторые из таких показателей включает рейтинг Всемирного экономического форума по человеческому капиталу, в котором Россия занимает достаточно высокие позиции и даже укрепляет свое положение (в 2017 году заняла 16-е место, хотя еще в 2013 году занимала 51-е место).
Однако к рейтингам и их интерпретации нужно относиться настороженно. Важно понимать, о чем конкретный индекс "говорит", а о чем "умалчивает". При использовании рейтинга Всемирного экономического форума важно учитывать два аспекта. Во-первых, на улучшение позиции России повлияло изменение методологии: к 2017 году авторы рейтинга учли большее число различных аспектов проявления человеческого капитала. Это выявило преимущества страны по сравнению с другими.
Во-вторых, по группе показателей Capacity sub-index, куда входит уровень грамотности, начального и среднего образования, многие страны имеют значения, близкие к максимальным 100 процентам. Россия в 2017 году для возрастной группы 15-24 года демонстрирует уровень грамотности 99,7 процента, но занимает в рейтинге по этому показателю лишь 42-ю позицию. Малый разброс значений и возможные погрешности оценки могут влиять на рейтинг и приводить к формальным изменениям позиций, даже если в странах не происходит существенных сдвигов.
Для такой большой страны, как Россия, недостаточно только межстрановых сравнений, также важен анализ региональных различий, в том числе оценка эффективности использования человеческого капитала. Одним из косвенных показателей здесь является трудовая мобильность и отвечающая ей внутренняя миграция. С одной стороны, мы наблюдаем "центростремительные тенденции", которые означают, что Москва, Санкт-Петербург и города-миллионники уже сегодня в целом более подготовлены к эффективному и интенсивному использованию наиболее производительного труда. С другой - это говорит о менее развитых региональных рынках труда в сферах, где требуются специалисты высокой квалификации.
В качестве важных параметров, отражающих уровень и потенциал человеческого капитала, следует упомянуть долю специалистов с высшим образованием, с ученой степенью, показатели уровня развития науки и внедрения современных технологий, уровень компьютерной грамотности и степень использования соответствующих навыков на рабочем месте. В этом направлении существуют определенные новые риски, которые необходимо учитывать при формировании и реализации программ развития. Например, на сегодня уже общепризнанным является факт, что формализация в части использования наукометрических показателей в научной и образовательной сфере может приводить и приводит к искажениям стимулов соответствующих работников. Поэтому вместе с общим ростом формальных показателей и улучшением позиций в различных рейтингах, например, образовательных, но в том числе и в рейтингах развития человеческого капитала, мы наблюдаем и "побочный продукт" в виде "подстройки под показатели".
Мы считаем важной компонентой человеческого капитала также социальный и культурный капитал, включающий различные социокультурные факторы, которые косвенно влияют на продуктивность и потенциал человеческого капитала через социальные взаимодействия. РЭШ совместно с Сибирским федеральным университетом реализует проект по оценке развития человеческого капитала на территории так называемой "Енисейской Сибири".
Цифровая экономика также ставит перед нашим обществом новую задачу: нужно не просто уметь создавать современные высокотехнологичные "цифровые" продукты. Потребители этих продуктов должны становиться все более сведущими в различных аспектах цифровизации. Дообучение в этом направлении частично происходит само по себе, по мере распространения цифровых продуктов и технологий. Однако общество существенно выиграло бы сейчас и в будущем от активного распространения знаний в области программирования и массового обучения навыкам эффективной работы на компьютере. Отчасти эти тенденции уже подхвачены и реализуются в негосударственной сфере такими "цифровыми гигантами", как "Яндекс" и Сбербанк.
Измерение квалификации труда в некотором смысле проще, чем оценка вклада преподавателя или ученого. Во втором случае много "скрытых компонент". Однако именно развитие научно-технологической компоненты в части человеческого капитала в наибольшей степени способствует экономическому росту и социально-экономическому развитию общества. Как самого образования, так и инвестиций в него не бывает слишком много. И в интересах государства создавать условия для увеличения размера инвестиций в воспроизводство и интенсивный рост человеческого капитала. Безусловно, важно оценить экономическую цену таких решений: в краткосрочном периоде такие инвестиции могут казаться избыточными, но долгосрочная положительная отдача инвестиций в образование неоспорима. Эта важная национальная задача требует постоянного внимания на всех уровнях.
Развитие человеческого капитала сопряжено с определенными затратами и рисками, которые могут усилиться в результате ухудшения экономической ситуации. Поэтому потенциально возможно рассмотреть создание страховых фондов для выплаты пособий по безработице. Но вводить такую систему следует на конкурентной или как минимум негосударственной основе, например, с помощью независимых отраслевых профсоюзов. В любом случае возврат к идее "псевдострахования" как очередного государственного неналогового сбора для финансирования расходов на оплату пособий, как это было в 1990-х и как предлагали в 2017 году в минтруда, приведет лишь к увеличению нагрузки на бизнес.
Некоторые инициативы правительства последних лет уже получили достаточное развитие, что позволит закрепить или даже улучшить фактическое положение России по упомянутым выше направлениям. Например, это распространение так называемого "кружкового движения" в рамках Национальной технологической инициативы, создание специализированных учебно-научных и образовательных центров, включая "Сириус", ведущих математических центров, как, например, Кавказский математический центр в Адыгейском государственном университете, детские технопарки "Кванториум", проведение олимпиады рабочих профессий World Skills и др. Все это позволяет смотреть на перспективы развития человеческого капитала с некоторым оптимизмом.