16.04.2019 20:10
    Поделиться

    Пожар в соборе Парижской Богоматери потушен, вопросы остаются

    Невиданной силы пожар, который чуть было не уничтожил собор Парижской Богоматери, для парижан, а вместе с ними для всей страны стал поистине национальной катастрофой.

    Газета "Либерасьон" выразила эмоции французов, поместив на всю первую полосу два слова "Нотр-Драм" ("Наша драма"). В главном соборе страны, отметившем несколько лет назад свое 850-летие, короновался Наполеон, там же в 1944 году был отслужен торжественный молебен по случаю освобождения Парижа от гитлеровцев. Вместе с Эйфелевой башней Нотр-Дам - самые посещаемые достопримечательности города на Сене. Ущерб, нанесенный базилике, еще предстоит оценить, но уже сейчас ясно, что речь пойдет об астрономических суммах. Пожар возник в понедельник в районе 19.00 по местному времени в том самом месте, где были установлены леса вокруг 93-метрового шпиля, возвышающегося над собором. Вот уже несколько месяцев кряду там проводились реставрационные работы. Дело в том, что стреловидное основание шпиля, покрытое свинцовыми плитами, прохудилось и пропускало влагу, разъедающую дубовые балки и стойки стропильной конструкции, а она в свою очередь является основанием крыши Нотр-Дама. Доподлинно известно, что на момент начала пожара реставраторов и ремесленников на строительных лесах не было, они за пару часов до этого закончили работу. Что послужило причиной возгорания, пока трудно сказать. Проблемы с электропроводкой или с другими приборами, которыми пользовались в ходе работ? Известно, что пожарная сигнализация сработала, но пока неизвестно, была ли в соборе система пожаротушения. А если была, то в каком состоянии находилась. К тому же неясно, каким образом охранялась стройплощадка.

    Определенные вопросы возникают и в связи с тем, что пожар случился в начале пасхальной недели. Некоторые видят в этом настораживающее совпадение. Пожарные команды, а всего было задействовано 400 огнеборцев, как парижан, так и из близлежащих департаментов, прибыли в течение 20-30 минут, но, по некоторым предположениям, могли бы там оказаться немного раньше: помешали дорожные пробки. Из-за сложной архитектуры собора не в полной мере им удалось использовать пожарные лестницы. Они оказались недостаточной длины( высота двух башен собора - по 69 метров, высота сгоревшего шпиля из дерева и свинца составляла 96 метров - от Ред), поэтому пришлось заносить брандспойты на обе башни собора, на что ушло дополнительное время. Впервые в операции по борьбе с огнем были применены дроны. С их помощью фиксировались наиболее опасные очаги огня и координировались действия пожарных команд.

    Пожарная сигнализация сработала, но пока неизвестно, была ли в соборе система пожаротушения

    К счастью, самые худшие прогнозы относительно ЧП с Нотр-Дамом не подтвердились, хотя урон образцу французской готической архитектуры был нанесен огромный. Он лишился своего без малого стометрового шпиля, две трети крыши, а это площадь в тысячу квадратных метров. Однако, как сообщил начальник пожарной службы Парижа генерал Жан-Клод Галле, "несущая структура собора в целом сохранена", как и фасад с его двумя знаменитыми башнями-колокольнями. Настоятель Нотр-Дама, монсиньор Патрик Шове объявил, что многие ценности, которые хранились в соборе, удалось спасти. Среди них Терновый венец Христа, ценнейшую реликвию, почитаемую всеми христианами мира, тунику Людовика Святого, сыгравшего большую роль в 13 веке в становлении французского государства, гвоздь из Креста Господня и многое другое. По словам представителя прихода, знаменитые витражи собора "устояли". Правда, над многими из них предстоит поколдовать реставраторам. Вопреки первоначальной тревожной информации, уцелел и знаменитый орган собора, который собирает под его сводами любителей музыки со всего света.

    Как заявил президент Франции Эмманюэль Макрон, "худшего смогли избежать", но на восстановление Нотр-Дама уйдет много времени и средств. Уже во вторник Национальный фонд по сохранению культурного наследия открыл специальный счет "Спасем Нотр-Дам", на который уже стали поступать переводы от французов и разных организаций. Инвестиционный фонд Artemis, принадлежащий семье промышленников Пино, объявил о намерении выделить 100 миллионов евро. Их примеру последовал другой миллиардер, владелец люксовой группы LVMH Бернар Арно, пообещавший 200 миллионов. Мэрия Парижа со своей стороны готова предоставить 50 миллионов евро, а администрация столичного района Иль-де-Франс еще десять. И это только начало.

    Собор Парижской Богоматери является не только символом Парижа и Франции, но и самым популярным историческим памятником в Европе. За год его посещают от 13 миллионов человек. Потребовалось почти 200 лет, чтобы построить первую версию собора. Первый камень здания был заложен в 1163 году в присутствии папы Александра III. Несколько частей собора строились очень долго до 1345 года, пока он не обрел свои первоначальные очертания. Для тех времен смелые архитектурные решения представляли его поперечные своды с витражами диаметром 13 метров с дотошным дизайном.

    Некоторые модификации в соборе произошли между семнадцатым и восемнадцатым веками, особенно после нескольких разрушений в течение революционного периода. Кампания по реконструкции последовала вскоре после появления на свет романа Виктора Гюго "Собор Парижской Богоматери". Роман Виктора Гюго помог популяризировать памятник во всем мире. Многих читателей в мире не оставила равнодушной история горбуна Квазимодо, несчастного любовника Эсмеральды. От Нотр-Дам начинается так называемая нулевая точка - символ начала французских дорог, обозначенная бронзовым медальоном, который украшен розой ветров. Он встроен в тротуар перед входом в собор перед входом в Нотр-Дам. Именно этот пункт служит ориентиром для расчета расстояний с другими городами Франции. Собор Парижской Богоматери служил местом отпевания французских президентов. Именно здесь проходили траурные церемонии памяти генерала де Голля, Жоржа Помпиду и Франсуа Миттерана. Они были организованы в присутствии многочисленных международных политических деятелей того времени.

    Образ пылающей Трои, с которого начинается европейский культурный код, впоследствии оказался не только лишь плодом воображения древнегреческого сказителя Гомера. Раскопки Генриха Шлимана в 1870-х годах на побережье Малой Азии, где, как верил археолог, мог находиться легендарный Илион, привели к находке так называемого троянского клада - следов высокоразвитой культуры, действительно уничтоженной пожаром в III тысячелетии до нашей эры. Правда, случился он примерно за десять веков до знаменитой Троянской войны, описанной в "Илиаде". Зато уже несомненным фактом эллинской истории стал поджог храма Артемиды в Эфесе его болезненно честолюбивым жителем 21 июля 356 года до нашей эры.

    С тех пор имя Герострата стало нарицательным, хотя земляки постановили на суде предать его забвению, а самого вандала - казни. Пожалуй, самый грандиозный пожар, относящийся к эпохе древнего мира, произошел в Риме 19 ноября 64 года - считается, что Вечный город поджег сам император Нерон, чтобы насладиться зрелищем. В сентябре 1666-го сгорел собор Святого Павла и почти весь лондонский Сити - сердце британской столицы превратилось в пепел за четыре дня во время "великого пожара", который начался в доме королевского булочника в Пудинговом переулке. Строительство новой резиденции епископа Лондона, какой мы знаем ее сейчас, завершилось сорок лет спустя. "От копеечной свечи" не раз вспыхивала деревянная Москва - и это не метафора. Так, один из самых страшных московских пожаров произошел летом 1365 года из-за опрокинутой лампадки в церкви Всех Святых в овраге рядом с нынешним храмом Христа Спасителя. От "Всехсвятского" пожара столица Московского княжества сгорела всего за два часа. Конечно же, в генетической памяти Москвы оставил след пожар 1812 года - кстати, именно в нем была утрачена рукопись "Слова о Полку Игореве". Уже в 20 веке жертвами мировых войн стали многие памятники архитектуры. Во время "ковровых" бомбардировок союзнической авиацией Дрездена в 1945 году погибла выдающаяся барочная лютеранская церковь Фрауэнскирхе, восстановленная лишь через 60 лет.

    Вплоть до наших дней в разных концах света время от времени проявляет себя "синдром Герострата". Так, 21-летний монах Хаяси Дзекан 2 июля 1950 года поджег жемчужину японского средневекового зодчества - Золотой храм (Кинкаку-дзи) в Киото. Впоследствии эта история легла в основу романа Юкио Мисимы. А 10 августа прошлого года невосполнимую потерю понесла деревянная шатровая архитектура Русского Севера: в карельском городе Кондопога пожаром была уничтожена уникальная Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Причиной трагедии стал умышленный поджог.

    Между тем

    Посол Франции на Украине Изабель Дюмонт возмущена высказываниями близкого к Порошенко политтехнолога Тараса Березовца, который нашел "политическую подоплеку" в пожаре в соборе Нотр-Дам де Пари. Березовец написал в Twitter, что пожар связан с приездом кандидата в президенты Украины Владимира Зеленского к президенту Франции Эмманюэлю Макрону. "А ведь мог бы и Елисейский дворец полыхнуть", - написал Березовец. "Как вам не стыдно!? Позор", - заявила Дюмонт. Она обратилась за разъяснениями к министру иностранных дел Украины Павлу Климкину.

    *Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"

    Поделиться