Как выживают частные музеи в Ярославской области

В России растет количество частных музеев. Только в Ярославской области, по данным Ассоциации менеджеров культуры (АМК), на музейной деятельности специализируется полторы сотни негосударственных организаций. Как живет сегодня независимый музейный сектор, выясняла корреспондент "РГ".
Владимир Смирнов

Точных цифр нет

- У нас на территории - больше 250 музеев и объектов показа, из них 150 - негосударственных. Частных музеев - 80, - приводит местную музейную статистику директор департамента туризма Ярославской области Юлия Рыбакова. - Только в прошлом году у нас было открыто семь новых частных музеев, в том числе Михаила Пришвина в Переславском районе, полиграфии в Рыбинске, фотографии в Ярославле, утраченных ремесел и крестьянской кухни в этнокультурном комплексе "Тыгыдым" в Рыбинском районе.

В том же 2018 году четыре ярославских музея вошли в топ-15 самых интересных частных музеев России, составленный комитетом по импортозамещению в туризме при Минкультуры РФ. Экспертов особенно впечатлили первый российский частный музей "Музыка и время", посвященный эмальерному искусству ярославский творческий центр "Эмалис", историко-культурный комплекс "Вятское", включающий уже больше десятка музеев, и, наконец, Дом-музей Ежа Петровича в Ростовском районе.

Однако специалисты признают, что полной картины, позволяющей судить о масштабе частной музейной инициативы и проблемах "культурного предпринимательства", пока в стране нет.

- Роль частной инициативы в деле сохранения наследия сегодня возрастает, - говорит исполнительный директор АМК Инна Прилежаева. - Но мы не можем назвать точные цифры: сколько всего таких музеев, как они живут, как выживают. По оценкам, в разных регионах эта цифра может составлять от восьми до тридцати процентов от всего музейного сектора. Ежегодная статистика, например, министерства культуры не учитывает деятельность частных музеев, публичная часть госкаталога Российского музейного фонда также не содержит такой информации.

Быстрых денег ждать не стоит

При этом свою нишу - кто успешно, кто не очень - они давно заняли. Например, в той же Ярославской области в прошлом году только в Мышкинском народном музее, по информации департамента туризма, побывала 71 тысяча гостей, в Музее живых ремесел, опять же в Мышкине, - 51 тысяча, в "Вятском" - 33, в переславском Музее утюга - 19 тысяч. Цифры более чем достойные, несмотря на то, что с кризисного 2014 года, по словам бизнесменов-музейщиков, начался спад посетительской активности, который не закончился до сих пор. Бьют по турпотоку и любые происшествия с участием автобусов, перевозящих детей.

- В прошлые годы к нам ездила масса детей из разных городов, - рассказывает учредитель одного из частных музеев региона. - Но как только происходит авария или появляются новые требования к перевозке детей - школьников перестают возить на экскурсии. Да и индивидуальные туристы сейчас ощутимо меньше тратятся на путешествия. У нас есть при музее маленькая лавочка с сувенирами, как-то держимся, но зимой выжить реально невозможно. Мы просто находимся на грани закрытия в это время. Надо платить экскурсоводам, за электроэнергию, налоги и так далее. Надеемся, что летом поправим свои дела, но сможет ли оно восполнить зимние потери, пока непонятно.

В 2018 году четыре ярославских музея вошли в топ-15 самых интересных частных музеев России

Подтверждает не очень приятные для музейщиков тенденции и один из основателей переславского Музея утюга Андрей Воробьев. По его мнению, их бизнес вообще не из тех, что дают быстрый экономический эффект.

- У нас ситуация более-менее нормальная, - рассказывает Воробьев. - Но я видел примеры, когда открывается частный музей и через некоторое время все сворачивается. Возможно, люди рассчитывали быстро заработать, но не получилось, потому что частный музей - это особый вид предпринимательства. И я не знаю, чего здесь больше - желания показать свою коллекцию людям и постоянно ее пополнять или иметь от этого какой-то финансовый эффект. Если ты вкладываешь в любимое дело душу, любишь его, то отдача все равно будет. А если приходить в музейное дело с расчетом на быстрый заработок, тогда, наверное, лучше выбрать какое-то другое занятие.

Как к друзьям в гости

Со слов Инны Прилежаевой, многие частные музеи сегодня находятся "не в стратегии развития, а в стратегии выживания". Проблемы встроенности в туристическое предложение, вопросы кадров, помещений, сохранности коллекций специфичны для частников. В этом смысле государственные музеи более защищены. С другой стороны, большие музейные "братья" в чем-то и более консервативны и подчас однообразны - из-за того, что их деятельность строго регламентирована. И на этом фоне более живые и неожиданные по своему содержанию частные экспозиции вызывают искренний интерес.

- Государственные музеи нередко похожи друг на друга, потому что они работают по единой форме устава, - поясняет руководитель музейно-проектной деятельности АМК Юлия Мацкевич. - Те формы отчетности, которым они должны соответствовать, в определенной степени стандартизируют их деятельность. Частные музеи гораздо более разнообразны.

Более того, хозяйка этнокультурного комплекса "Деревня Тыгыдым", ставшего одним из ярославских культурных и туристических феноменов, Олеся Дегтярева (Мазалецкая) уверена, что залог успеха частного музея - в его душевности. Когда туриста встречают как дорогого гостя, не одергивают ни голосом, ни надписью "Руками не трогать!" или "Фотографировать запрещено", вовлекают в какое-то общее действо.

- Готовясь к этому сезону, мы с мужем минувшей осенью и зимой проехали пол-России, специально ездили по музеям, - рассказывает Олеся. - Посещали частные, государственные - все, которые нас как-то заинтересовали. И могу сказать, что большой минус государственных музеев в том, что они во многом "академические" и, по сути, бездушные. Вещи, которые выставлены, например, в этнографических музеях, могут быть уникальными, но они холодные, неживые. Поэтому люди и едут в более "теплые" частные музеи, где есть место дружескому общению и ответной реакции.

Кстати, сказочная деревня с необычным названием из-за конфликта с районными властями в 2017 году переехала из-под Пошехонья в Рыбинский район. Все постройки и музеи при содействии руководства области разобрали по бревнышку и перевезли, разместив их неподалеку от развивающегося курорта на Рыбинском водохранилище. К общей пользе: у курортников появился дополнительный культурный магнит, а у организаторов этнокультурного комплекса - туристы и кооперационные связи. Сейчас, например, супруг Олеси Александр Мазалецкий и несколько привлеченных им местных жителей реставрируют для курорта старую бревенчатую сыроварню. А значит, заработанные средства будут вложены в очередной тыгыдымский музей. Да еще какой! Смелые и креативные музейщики-частники, досконально изучив вопрос, намерены открыть в деревне музей... нужника. История этого деликатного вопроса тоже, оказывается, весьма любопытна. Копия особнячка-ретирадника, как в XVIII веке в Питере именовали публичные туалеты, уже готова.

И можно даже не сомневаться: желающих взглянуть на этот ретирадник будет немало. А значит, частная музейная инициатива опять будет всем только на пользу.

Компетентно

Юлия Рыбакова, директор департамента туризма Ярославской области:

- Работа с наследием - это не чистой воды бизнес. Модель в этом случае более сложная: там есть и пожертвования, и грантодатели. То есть требования к игрокам этого рынка гораздо более высокие в части фандрайзинга (процесса привлечения внешних ресурсов, необходимых для реализации какой-либо задачи. - Прим. "РГ"). Работать они должны с абсолютно разными источниками финансирования. В том числе и государственным. Например, в нашем департаменте туризма можно получить гранты на реализацию событийных проектов, и частные музеи тоже могут на них претендовать. Говорить об эффективности этой бизнес-модели, думаю, пока преждевременно.