Королевская музыка в хоровом исполнении прозвучит в “Зарядье”

Программу, получившую название "Музыка английских королей", исполнит 19 апреля известный российский вокальный ансамбль "Интрада" под руководством Екатерины Антоненко. Концертом будет дирижировать один из ведущих британских хоровых дирижеров Питер Филлипс.
Пресс-служба ансамбля "Интрада"

Накануне события Екатерина Антоненко дала интервью "Российской газете": 

Какую музыку слушали английские короли? Что вы собрали в эту программу? 

Екатерина Антоненко: Это разная музыка: от Джона Шеппарда (первая половина XVI столетия) до сочинений нашего современника, одного из ведущих композиторов Великобритании, сэра Джона Тавенера, ушедшего из жизни недавно, в 2013 году. 

Будет звучать и духовная музыка Ренессанса. В те времена было своего рода "соревнование искусств": потрясающая живопись, великолепие архитектуры, красивая музыка. По большей части, это духовная музыка, созданная для монархов композиторами и певцами самого престижного английского хорового коллектива - Королевской капеллы. Кроме того, Питер Филлипс будет сопровождать исполнение небольшими комментариями. А он человек очень разносторонний, с большим чувством юмора и делает это потрясающе!

У "Интрады" сложился особый контакт с этим известным британским музыкантом? 

Екатерина Антоненко: Да, мы сотрудничаем много лет. Познакомились в 2007 году на "Декабрьских вечерах". Через какое-то время у меня появилась возможность поехать в Лондон, и я была приглашена на репетицию его ансамбля. Питер выразил желание дать мастер-класс в Москве. С тех пор примерно раз в году "Интрада" поет под руководством этого замечательного дирижера. Питер Филлипс дал нам ключ к исполнению ренессансной музыки, развил к ней вкус. 

В чем особенности хорового исполнения такой музыки?

Екатерина Антоненко: Это, прежде всего, ответственность каждого певца, ведь речь идет о полифонии, где каждый голос имеет самостоятельное развитие. Очень важен рельеф хоровой фактуры, а он может появиться, только если каждый голос поет свою линию максимально выразительно и ярко. Если этот принцип переносить на хоровое пение вообще, – от этого звучание только выигрывает. В России, напротив, в основном, принято, что в хоре нужно подстраиваться, не выделяться, "припеваться". Филлипс же показал нам абсолютно другой взгляд на хоровое пение. И так можно петь не только ренессансную музыку. 

В Германии я училась также у английского дирижера Маркуса Крида. Он руководит ведущими хорами в Европе и воспитывает в своих учениках близкую Филлипсу определенную подачу звука.

В чем особенность английской хоровой культуры в сравнении с русской?

Екатерина Антоненко: Наверное, как в том замечательном английском анекдоте про газон: как получить идеальный? Это просто, 500 лет коси и получишь… (смеется). Но если говорить серьезно, у английского хора звук очень сильно отличается. И тут миллион причин! В английской культуре сохранилась система образования, которая начинается с самого низшего звена – с церковного хорового пения. Сила – именно в этом. Это как раз то, что было разрушено в России, ведь до революции у нас была в чем-то аналогичная система. Я была поражена звучанием голосов хора мальчиков в Соборе Святого Павла в Лондоне. Высочайший уровень! 

Есть разница между современным существованием церковных хоров в Англии и в России?

Екатерина Антоненко: Как рассказывал мне, например, руководитель хора мальчиков Собора Святого Павла Эндрю Карвуд, с раннего детства мальчики живут при Соборе на полном пансионе. Каждый день они поют на службе, постоянно узнают новую музыку. Здесь есть неограниченные возможности для репетиций и занятий с учениками... В итоге уровень отдельно взятых певцов, воспитанных в такой системе, настолько высок, что репетиционное время для них – в нашем понимании – просто отсутствует. Если посмотреть на нашу хоровую будничность глазами европейца, в России – огромное количество коллективов, которые имеют государственное финансирование. Это большая роскошь. В Англии – один единственный хор на всю страну получает финансирование от государства, это BBC Singers, при этом в основном составе хора 16 человек! 

По мнению Георгия Свиридова, хоровое пение – это первооснова всего музыкального искусства?

Екатерина Антоненко: Мне сложно судить, потому что я очень люблю хоровую музыку. С самого раннего детства звук хора для меня – самый привлекательный, и сейчас, когда слышу чисто и красиво спетый аккорд, получаю огромное удовольствие. Если вернуться к английской хоровой культуре, то можно заметить, что практически любой знаменитый дирижер, будь то Джон Элиот Гардинер или Тревор Пиннок, пришел в музыку из системы церковных хоров. Гардинер, например, когда пел в хоре Королевского колледжа в Кембридже, учился там отнюдь не музыке, а истории и арабскому языку. Эти факты наглядно иллюстрируют высказывание Георгия Свиридова. 

Справка "РГ"

Программа "Музыка английских королей" прозвучит 19 апреля в Малом зале Концертного зала "Зарядья". Концерт проводится Отделом культуры и образования Посольства Великобритании в Москве при поддержке Британского Совета.