Причиной повышения активности стало ДТП с тульской маршруткой, случившееся в Подмосковье. Напомним, 4 апреля около пяти часов утра на трассе М-4 "Дон" минивэн Mercedes-Benz Vito врезался в затормозившую фуру, которая ехала впереди. После столкновения загорелся двигатель автобуса. Огонь потушили проезжавшие мимо водители и подоспевшие сотрудники экстренных служб. В аварии на месте погибло шесть человек, в том числе и водитель. Еще двое были госпитализированы с тяжелыми травмами в Домодедовскую городскую центральную больницу.
Все ехавшие в этом автобусе, включая водителя, - жители города Донского Тульской области. Пассажиры спешили пораньше приехать в Москву. Ространснадзор сообщил, что пассажирскими перевозками водитель занимался незаконно. Позже стало известно, что он возил грузы из столицы, но изредка брал и попутчиков - чтобы не ехать в одну сторону пустым.
Теперь в обстоятельствах происшествия предстоит разобраться следователям СКР. Возбуждено два уголовных дела. Первое - по факту оказания услуг, не отвечающих требованиям безопасности, повлекших смерть шести человек в результате дорожно-транспортного происшествия (часть 2 ст. 238 УК РФ). Второе - в связи с нарушением правил дорожного движения (часть 5 ст. 264 УК РФ). По предварительной версии, водитель заснул за рулем. Как выяснилось, микроавтобус был зарегистрирован на несовершеннолетнего сына водителя. Специалисты говорят, что такое бывает довольно часто: подобная практика помогает уйти от штрафов при нарушениях ПДД, зафиксированных автоматическими камерами, поскольку несовершеннолетнего собственника по закону нельзя привлечь к административной ответственности.
Семьям погибших и пострадавших местные власти окажут материальную помощь. Заместителю председателя правительства области Марине Левиной дано поручение решить дальнейшую судьбу детей, оставшихся без родителей. На момент подготовки материала двое пассажиров находились в больнице - за их состоянием наблюдают не только столичные врачи, но и чиновники регионального минздрава.
Реакция на происшествие была мгновенной.
- Нарушение правил перевозки людей и пренебрежение мерами безопасности - недопустимые явления. Все ответственные структуры должны приложить максимум усилий, чтобы подобные трагедии не повторились впредь, - заявил тульский губернатор Алексей Дюмин.
Спецоперацию "Нелегальный перевозчик" проводит Министерство транспорта и дорожного хозяйства Тульской области совместно с отделом по борьбе с экономическими преступлениями областного УМВД, региональным управлением ГИБДД, Ространснадзором и управлением Федеральной налоговой службы по Тульской области. Один из первых таких рейдов состоялся в ночь с 7 на 8 апреля на участках федеральных трасс М-2 "Крым" и М-4 "Дон". Проверялись все транспортные средства, перевозящие пассажиров в московском направлении, рассказали в пресс-службе губернатора. Только за одну ночь задержали двоих водителей, занимавшихся незаконными пассажирскими перевозками. Помимо того, обнаружили немало нарушений: было составлено шесть административных материалов. Сотрудники Ространснадзора зафиксировали нарушения правил перевозок пассажиров и багажа, нашлась работа и для инспекторов ГИБДД.
На остановке - микроавтобус с табличкой "Тула - Москва". Люди подходят, спрашивают о времени отправления и занимают места. Интересуюсь у пассажиров: "А вы уверены, что у водителя есть лицензия на пассажирские перевозки? Почему не попросите показать?" В ответ - молчание. Молодой человек беспечно отвечает: "А какая разница? На права-то он сдавал".
- А почему вы не поехали электричкой? Ведь это безопаснее, а стоимость и время в пути примерно одинаковы, - продолжаю расспрашивать, несмотря на косые взгляды водителя.
- Маршруткой удобнее. Электричек меньше, они ходят по расписанию, могу опоздать. А тут подошел в любое время - и максимум через полчаса уехал, - пояснил парень.
Именно удобство для пассажиров зачастую является определяющим в выборе перевозчика. Многие жители Донского, к примеру, работают в Москве. Люди спешат успеть в столицу к началу рабочего дня, к открытию метро. Для этого надо выехать очень рано. Водители транспортных предприятий ночью, как правило, не работают, а частник готов забирать пассажиров в любое время хоть от подъезда. Как отмечают в ГИБДД, свою роль играет и определенное неуважение к закону: люди знают, что поступают не очень правильно, но машут на это рукой.
Профессиональных водителей на пассажирские перевозки сегодня найти трудно.
Напомним, что с 1 марта вступили в силу поправки в Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности". В соответствии с ними лицензироваться должны любые перевозки пассажиров. Однако междугородние маршруты зачастую обслуживают не автопредприятия, а частники, контролировать которых сложно. Впрочем, по информации ГИБДД, и легальные перевозчики зачастую не соблюдают лицензионные требования - садятся за руль неисправных машин, не проходят предрейсовый медосмотр. В тульском минтрансе говорят, что исправить ситуацию поможет только тотальный контроль. Но на это нужны силы и средства.
Подчеркнем: трагическое ДТП случилось не с микроавтобусом, занимающимся перевозками, а с минивэном. Это автомобиль категории "Б", как пояснили в отделе технадзора регионального УГИБДД, не попадающий под действие закона о пассажирских перевозках. Можно проверить перевозчика предприятия, а как установить, кого везет физическое лицо: попутчиков, друзей, родственников? В таких случаях отсутствует контроль технического состояния транспорта. Никто не следит и за состоянием здоровья водителя.
Тем временем
Аналогичные проблемы с пассажирскими перевозками есть не только на межрегиональных, но и на городских маршрутах. Нелегальные перевозчики выходят на маршруты без лицензий, да и официальные порой нарушают требования законодательства. В Туле считают, что противостоять этому может развитие муниципального общественного транспорта. Основная проблема муниципального перевозчика МКП "Тулгорэлектротранс" - острая нехватка водителей. По словам заместителя главы администрации Тулы - начальника управления по транспорту и дорожному хозяйству Алексея Крыгина, у предприятия есть необходимое количество машин, но за руль порой посадить некого. Именно из-за этого, уверяет чиновник, перевозки по утвержденному расписанию выполняются не в полном объеме. Чтобы исправить ситуацию, в мэрии решили повысить водителям зарплату. На новые тарифные ставки из городской казны выделено дополнительное финансирование.
- Работа у водителей непростая, она требует большой концентрации внимания. Такой труд должен оплачиваться достойно. Надеемся, что повышение заработной платы до 41 тысячи рублей в месяц будет способствовать притоку водителей, - отметил Алексей Крыгин.
По словам директора "Тулгорэлектротранса" Алексея Марушкина, ежедневно на маршруты в Туле выходит более ста автобусов. Но при этом существует проблема нехватки машин в вечерние часы - на это чаще всего жалуются жители. Сейчас в вечернее время на линии выходит около 35 автобусов, власти обещают увеличить их количество до 85 единиц.
- Я пришел работать в автопарк после армии, - рассказал водитель с 30-летним стажем Олег Гуськов. - Сейчас, конечно, не сравнить с тем, что было раньше, - мы занимались и ремонтом, и обслуживанием, и даже мойкой машин. Теперь мойка автоматическая, ремонт проводят слесари. Наше дело - качественно водить машину.
Александр Рубан, врио заместителя начальника УГИБДД по Тульской области:
- Чтобы повысить безопасность перевозок, надо идти от обратного - от потребителя этой услуги. Он должен сам задуматься о качестве, стоит ли пользоваться таким сомнительным предложением. Есть легальные перевозчики, которые проходят медосмотр, а их машины - техосмотр. Но в случае с пассажирскими перевозками люди почему-то частенько выбирают услуги сомнительного качества. А цена этого - жизнь. Ну что стоит поинтересоваться: имеет ли водитель необходимый пакет документов для пассажирских перевозок? Мы же боремся за безопасность движения.